Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Догнать заходящее солнце

Общество    12 октября 2018, 09:31
Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Догнать заходящее солнце
Соседка по дому, девочка четырнадцати лет, посмотрев видео того, как я летаю на этом аппарате, не удержалась от вопроса: «Вам не страшно на таком хрупеньком велике с крылышками летать?»

В воздух за «копейку»

«Великом с крылышками» девочка обозвала дельталет или иначе моторный летательный аппарат с гибким треугольным крылом и балансирным управлением. Частный аэродром, на котором базируются казанские дельталетчики, находится в Высокогорском районе.

В отличие от разного рода планов, летающих исключительно за счет поднятия воздушных масс, то есть в теплое время года, дельталеты летают круглый год, кроме дождливого межсезонья.

Зимой взамен шасси аппараты оборудуются лыжами.

Нынешняя осень пока радует теплыми денечками со слабым ветром. Идеально для полетов. На аэродроме яблоку негде упасть от желающих полетать, причем не только на дельталете, но и на двухместном самолете. По случаю выходного приехало много семейных пар с детьми.

В роли пилотов братья Олег и Тимур Шайхутдиновы. Олег – бывший военный летчик, выпускник Качинского высшего военного авиационного училища. В 2001 году, вскоре после выхода на гражданку, он договорился с тестем и обменял его ВАЗ-2101 в идеальном состоянии на старенький дельталет. В 2005-м, обученный братом, в воздух самостоятельно поднялся Тимур Шайхутдинов.

На аэродроме нет случайных людей, все друзья-знакомые, записываются заранее, приезжают и, в обмен на возможность подняться в воздух, помогают кто чем может. Например, бензином. Его за час полета один только самолет сжигает 30 литров. Действующих пилотов в здешней тусовке шесть человек, еще трое на обучении. Научиться летать и получить на это соответствующую корочку – это два самостоятельных достижения.

Оформление сертификата летной годности стоит порядка одного миллиона рублей! Сам аппарат можно купить за 100-150 тысяч рублей, но это слабый движок и устаревшая конструкция. Ценник на хорошую модель начинается от 350-400 тысяч.

Все в твоих руках

На аэродроме в Высокогорском районе три дельталета. Все заводской сборки, без «колхоза», то есть самодельщины.

«Самая большая безопасность и одновременно опасность, – считает Тимур, – исходит от пилота, от его действий и расчетов. Ну и, конечно, перед полетным днем мы проводим полное техническое обслуживание аппарата. Осматриваем всю конструкцию, прогоняем на земле двигатель, смотрим, как он тянет, совершаем на небольшой высоте облетные круги».

Потолок высоты для дельталета зависит от конкретной местности. Аэродром в Выосокогорском районе расположен недалеко от Казани, поэтому здесь запрещено подниматься выше 300 метров. Вдали от больших городов Олег Шайхутдинов поднимался на 4 тысячи метров.

На этой отметке уже чувствуется нехватка кислорода и очень холодно (с каждой тысячей метров температура падает на 6 градусов). При полностью залитом баке (20 литров) на дельталете можно без пересадки долететь до Уфы. Это если попутный или хотя бы боковой ветер.

Сходство дельталета, на котором мне предстоит лететь, с «великом» объясняется тем обстоятельством, что Шайхутдиновы сняли с заводской конструкции пластиковый обтекатель.

Тимур объясняет: «Отсутствие обтекателя дает полный эффект присутствия. Человек садится, пристегивается, и начинаются десять минут единения с воздухом. Когда я только начинал, для меня каждый вылет был как запуск шатла в космос. Сейчас, конечно, это кажется средним, нормальным, не рутинным ни в коей мере, но спокойным событием».

– У тебя были внештатные ситуации в небе?

– Не то чтобы внештатные… У меня был перелет из окрестностей Казани до населенного пункта на юго-западе Чувашии, забыл название. Мы летели достаточно долго и, к сожалению, открылось солнце. То есть облака разошлись, и стало жарко. Жарко – это восходящие потоки. Они как огромные пузыри. Эти пузыри стали бить по крылу. То есть ты летишь и такое ощущение, что огромный великан берет тебя и передвигает – влево-вправо, влево-вправо... Это достаточно неприятно, но опытный пилот с этим совладает. И в один момент я чувствую, что у меня просто руки очень устали. В самолете это не так чувствуется, потому что рули управления все на одной ручке, там двигаешь только кистью и это все легко. На дельталете, чем он и прекрасен, ты управляешь трапецией, крыло все в твоей власти. Это ни с чем не сравнить и ничем не заменить.

Короче, я принял решение подсесть на свободное поле. Там комбайнер был. Мы познакомились, комбайнер напоил меня водой. Я отдохнул и через полчаса взлетел.

Многие пилоты считают: «Фу, лучше не подсаживаться, дотерпеть-долететь». Нет, я считаю лучше перестраховаться и подсесть отдохнуть.

Экипаж, взлетаем

Моя очередь летать. На пилотское место садится Тимур. Он только накануне снял на ноге гипс (заработал в любительском хоккее) и шутит по этому поводу – дескать, хромой пилот это дополнительный экстрим. Меня же больше волнуют два ремня, которыми меня прикрепили к креслу. Жидковато как-то держат… Для защиты от ветра и шума надеваем авиационные шлемы. Тимур запускает движок и мы, нет, не взлетаем. Сначала проезжаем метров четыреста до начала взлетной полосы и уже потом, развернувшись, под нарастающий стрекот мотора отрываемся от земли. Прямо навстречу заходящему солнцу.

В моменты резкого набора высоты захватывает дух и появляется огромное желание схватиться для надежности за трапецию, с помощью которой пилот управляем крылом. Это категорически запрещено, и я держусь свободной левой рукой за ремни. Правая рука, понятное дело, сжимает селфи-палку. В голове на мгновение появляется мысль: «А что если я ненароком выстегнусь?!» Но только на мгновение – земля внизу наподобие шахматной доски и солнце, до которого кажется совсем близко, не оставляют места для негативных эмоций. Меня переполняет ощущение дикой свободы.

Внезапно шум мотора стихает. «А теперь на одном крыле идем», - говорит Тимур, и наш экипаж заходит на посадку. Легкий толчок и мы снова катимся по земле. На земле, кстати, уже почти темно. А там наверху нам светило в глаза оранжевое солнце. Все-таки классная это вещь, дельталет! Будут время и финансы обязательно повторю осеннее приключение в небе зимой.

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

25.10.2024 Бойцы СВО получили гуманитарную помощь от земляков Сабинского и Тюлячинского района В 20 тонн гуманитарной помощи вошли стройматериалы, одежда, техника
22.10.2024 Мост, детский сад и роддом стали объектами осмотра партдесанта в трёх районах В Татарстане продолжается реализация народной программы «Единой России»
16.10.2024 Ольга Павлова: «Мы передаем нашим бойцам тепло своих сердец» Из столицы Татарстана в зону специальной военной операции отправилась очередная партия гуманитарной помощи


Новости

23 октября, 15:10 В Алексеевском районе отремонтированы 17 придовых территорий по программе «Наш двор» За качеством и сроками капитального ремонта в рамках народной программы следили активисты-единороссы

22 октября, 16:08 В Аксубаево семьям военнослужащих доставили дрова В районе на постоянной основе оказывается всесторонняя поддержка семьям бойцов СВО

  01 октября, 17:36 Марат Бариев: Гимнастические федерации в регионах пока не ждет объединение 1 октября в Москве прошла отчетно-выборная конференция объединенной Федерации гимнастики России

01 октября, 16:47 В Лениногорске поздравили активистов волонтерского движения «СВОих не бросаем» с Днем пожилых людей Активистки волонтерского движения отправили в зону СВО более 340 маскировочных сетей

01 октября, 11:36 Вадим Никитин посетил бойцов-земляков в зоне спецоперации Мамадышский район сформировал гуманитарный конвой для военнослужащих

03 сентября, 18:45 Более 200 человек почтили память жертв террористических актов в Казани Каждый год 3 сентября в нашей стране отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом

03 сентября, 18:42 В Татарстане завершает работу механизм «Мобильный избиратель» 8 сентября пройдут выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан седьмого созыва

14 августа, 13:32 Алсу Набиева: Запрос на обучение у ветеранов СВО и их близких очень высок Есть проект для участников спецоперации по краткосрочным обучающим курсам

14 августа, 13:32 В татарстанском филиале «Защитников Отечества» предупредили о фальшивых сайтах фонда, запущенных мошенниками На фальшивых сайтах мошенники предлагают гражданам получить меры поддержки за определенное вознаграждение

13 августа, 13:33 Молодогвардейцы Татарстана передали гуманитарную помощь для жителей Курской области В груз вошли продукты питания, бытовая химия, средства гигиены

Все новости


© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Информация для лиц старше 18 лет. Запрещено для детей.
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх