Особенные деткиОбщество    04 марта 2021, 16:10Казанский ТЮЗ показал одну из главных премьер этого сезона. В постановке по пьесе Мориса Метерлинка играли как обычные актёры, так и дети с ограниченными по здоровью возможностями. Корреспондент портала «Вверх» восхитился инклюзивной премьерой и выяснил, для чего нужно тратить время и средства для создания подобных проектов, как научиться их продавать публике, и какую помощь в этом вопросе может оказать государство. Душевный спектакльПремьера спектакля действительно оказалась особенной. Наряду с обычными детками, занимающимися в театральной студии, играли и особенные ребята, с определёнными ограничениями по здоровью. Спектакль подготовила инклюзивная творческая лаборатория Казанского ТЮЗа «Создавая театр» под руководством режиссёра и педагога Дарьи Хуртиной. Спектакль «Синяя птица» по одноимённой пьесе Мориса Метерлинка – непростое произведение для постановки. По сюжету фея Берилюна отправляет детей – Тильтиля и Митиль – в необыкновенное путешествие, благодаря которому они увидят «душу вещей» и поймут, что такое истинное счастье. Режиссёру по-настоящему удалось стереть грань между обычными и необычными актёрами. Корреспондент портала «Вверх» порой ловил себя на мысли, что смотрит настоящий полноценный спектакль, а не постановку, в котором участвуют дети-инвалиды. И от этого происходило более глубокое погружение в содержание. По сути, эта премьера вполне могла бы занять место в репертуаре театра, на которую можно было бы продавать билеты. В ТЮЗе решили воспользоваться ситуацией и после показа спектакля собрали людей, работающих с особыми детьми, для обмена опытом и поиска путей решения общих проблем. Айгуль Горнышева на правах директора театра и модератора вечера не без гордости заявила, что их творческий коллектив участвует в партийном проекте «Единой России» «Культура малой Родины». За 4 года было выпущено 11 спектаклей. При этом бюджет одной работы мог доходить и до 2 миллионов рублей. Помимо этого театру удалось обновить сценическое оборудование, которое также было задействовано в «Синей птице». Координатор регионального партийного проекта Людмила Рыбакова призналась, что у неё настоящий праздник внутри. И не только потому, что весна наступила, а оттого, что премьера очень понравилась. «Ещё десять лет назад у нас не было понятия, как работать с детьми с ограниченными возможностями. Да с ними по-настоящему и не работал никто, эти люди были замкнуты и находились в домашних условиях, – вспоминает Рыбакова. – Но когда начали реализовывать программу «Доступная среда», это дало толчок для развития инвалидов. Потому что у них появился доступ в спортивные, образовательные и культурные учреждения. Но то, что я увидела сегодня в зале – это не просто инклюзивность, это душа, вложенная в детей. Вы посмотрите, какие горячие глаза у этих ребят! По сути, вы даёте им путёвку в жизнь, и потом участие в театре может быть связанно с профессиональной деятельностью. С января в Татарстане «Единой Россией» запущен проект «Календарь добрых дел». Каждый месяц – это новая акция. Март посвящён «Доброму театру». И это событие стало первым». Режиссёр постановки Дарья Хуртина пришла в ТЮЗ, когда инклюзивная лаборатория уже работала. И когда ей предложили поработать с особенными детьми, она поначалу отказывалась. Потому что не было подобного опыта и соответствующих знаний. «Я до этого проекта слово «инклюзив» вообще не слышала, – говорит педагог. – У меня образование – только творческое, я режиссёр любительских театров. Но работая с такими детьми, очень быстро понимаешь, что нет никаких ограничений, они придуманные. Как только ты идёшь навстречу, границы стираются. Потихонечку страх начал отступать, и вот мы уже 3,5 года работаем и выросли до большого спектакля с огромным количеством костюмов, декораций, живой музыки, светом». Хуртина отмечает, что, в первую очередь, в таком процессе, конечно, начинаешь думать о социализации детей. И на этом делается основной акцент. Но дальше хочется большего. «Хочется, чтобы люди не отмечали, что это инклюзивный коллектив, а рассматривали как творческую единицу, как коллектив, который делает полноценный спектакль. И мы хотели к этому стремиться. Для меня «Синяя птица» – это Эверест, который мы покорили. В работе с особенными детьми у меня проснулся ещё больший интерес ко всем людям, к их разнообразию. Ведь мы все индивидуальные, это ли не счастье? Чувствуется, что за это время я выросла и как личность, и как профессионал». Горнышева отметила, что весь театр подключился к работе над «Синей птицей». «Но мы государственное бюджетное учреждение, и у нас есть госзадание. Если мы его не выполним, то не получим финансирования. У нас есть определённый процент заполняемости зала, мы должны интенсивно играть спектакли, должны их продавать и зарабатывать. По сути, данная постановка – это наша волонтёрская работа. Но если бы такая работа была вписана в те задачи, которые перед нами ставит государство, было бы гораздо проще. А сейчас мы должны целый месяц «догонять» в своей работе». Тем не менее, директор ТЮЗа уверяет, что не будет останавливаться на достигнутом. Конечно, здание театра, которому 150 лет, адаптировать для инвалидов довольно сложно. Но на новом дворе, который появился у учреждения после реконструкции, появится специальная площадка для инклюзивных творческих студий. Горнышева хочет, чтобы на территории театра появился образовательный центр и фестивальная площадка. «По сути, у нас все государственные образовательные учреждения должны иметь какую-то ставку для работы с такими детьми, – говорит Людмила Рыбакова. – Почему, скажем, в музыкальных школах не обучают инвалидов? Потому что нет соответствующего образования у педагогов, и есть определённые госстандарты. Это замкнутое колесо. Когда я работала в Елабуге и занималась социальными вопросами, мы создали такие ставки в школах для работы с детьми с ограниченными возможностями. Но это финансировалось всё из местного муниципального бюджета. Надо подумать, как это можно было бы сделать на уровне республики, но работа предстоит сложная». Непривычное киноНо важно не только, чтобы детки социализировались с помощью творчества, нужно, чтобы и общество также легко воспринимало людей с особенностями. А для этого нужно делать коммерчески интересные проекты, коим «Синяя птица», по сути, и является. Принудительно загонять школьников или студентов даже из самых благих побуждений на такие мероприятия – не вариант. Нужно, чтобы обычные люди сами шли и покупали билеты. Но как продавать такие события? У Альбины Нафиговой – руководителя НКО «Время кино» – огромный опыт инклюзивных показов. Они демонстрировали фильмы и для слепых, и для глухонемых, и для аутистов. «Последние очень боятся мест с массовым скоплением людей и различных шумовых эффектов. И мы организовали специальное обучение для таких детей, приучали их смотреть кино. В зале была зона с приглушённым светом, звук прибавлялся постепенно, и теперь эти детки спокойно могут ходить в мультиплексы. Но оказалось, что обучать нужно ещё и персонал. Я помню, когда ко мне забежала девушка, которая впервые увидела полный зал людей, кто разговаривает с помощью жестов. Прибежала и ревёт. Я её спрашиваю, что ты плачешь, а она – мне их жалко. Да чего жалеть-то, они нормально одеты, просто способ общения немного отличается от привычного, вот и всё. То есть общество тоже нужно приучать к инклюзивности». По словам Нафиговой, инклюзивный театр пока только приходит в нашу страну. Но на показах, которые устраивает «Время кино», в залах сидят как особенные, так и обычные люди. «Не нужно бояться бесплатных сеансов. К примеру, с помощью тех киномероприятий, которые мы устраивали на открытом воздухе, мы сформировали своего зрителя. Люди, посмотрев короткометражки, авторское кино, могут прийти в кинотеатр на инклюзивный показ, купив при этом билет. Но не нужно коммерцию ставить как самоцель. Иногда 30 человек в зале более ценны, чем 300. Режиссёр Юрий Быков рассказывал историю, что на его первую премьеру пришло всего два человека. И тогда мастер сказал ему – иди работай, это именно твоя аудитория. А потом эти двое приведут за собой 20 человек, и так далее». Понятно, что финансирования на работу с особенными людьми не хватает, и многие проекты живут за счёт спонсоров. Не типичный переводГелюся Закирова – заведующая отделом организационно-методической и библиографической деятельности Республиканской специальной библиотеки для слепых – занимается проблемами инвалидов уже 20 лет. Именно она впервые в республике применила метод тифлокомментирования для незрячих. Эти люди могут слышать, что происходит на экране и на сцене, однако видеть этого не могут. И с помощью тифлокомментатора они могут его глазами представить, какие визуальные события разворачиваются в данный момент. Амбассадором этого движения является Ирина Безрукова. До недавнего времени таких специалистов было около 20 на всю страну, но в 2018 году с помощью президентского гранта было организовано обучение для представителей 14 городов-миллионников. И теперь в Казани есть два таких специалиста. «Помимо фильмов мы решили открыть для незрячих мир театра, – говорит Гелюся Закирова. – Сами театры оказались открыты для таких экспериментов, хотя первоначально всё же пришлось объяснять, что это такое. Проще было это организовать в национальных театрах, поскольку у них есть наушники для параллельного перевода. В проекте участвуют театр кукол, Камаловский, татарский ТЮЗ имени Кариева, и позже подключился и русский ТЮЗ. Сегодня для такого просмотра адаптировано 19 спектаклей, и всё это только за счёт благотворительных фондов. У фонда Алишера Усманова есть программа «Особый взгляд», а в ТЮЗе постановки идут за счёт поддержки татарстанской программы «День добрых дел». Но интерес благотворителей к подобного рода проектам может иссякнуть, и тогда прекратятся и сами показы». Собравшиеся решили, что нужны курсы для подачи заявок на всевозможные гранты. Возможно, это будет сделано на базе Казанского инновационного университета. Помимо этого собравшиеся решили общаться и помогать друг другу не только офлайн, но и онлайн с помощью группы в месенджерах. А детки, которые принимали участие в спектакле, были по-настоящему счастливы, поскольку после выхода на сцену им устроили настоящий «взрослый» банкет с тортом и сладостями. С праздником, к слову, тоже помогли спонсоры. Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|