«Вверхшифтеры выходного дня»: Селёдка под шубой, или В чём удовольствие холодной ночёвки

Общество    04 декабря 2020, 17:52
(Фотография: Алексей Егоров)
(Фотография: Алексей Егоров)
Ещё в середине октября я обещал себе выбираться на природу с ночёвкой даже после наступления холодов.

Но холода настали, и я благоразумно положил чехол с палаткой в шкаф. А ведь четыре года назад у меня был опыт зимнего похода при минус 25. Без печки и возможности в случае чего быстро выбраться в цивилизацию. Да и ночёвок было три. Видно, старею. Или просто становлюсь мудрее?

«Закапывают заживо»

Поход в природный парк «Иремель», что на пересечении Белорецкого и Учалинского районов Башкортостана, планировался с сентября. Изначально участвовать в нём подвизалось семь человек, включая мою жену, но её очень быстро отговорила тёща, а два других туриста «отпали» из-за проблем с работой. Осталось, помимо меня, три человека: Миша, Аня и Илюха. Об этой троице я рассказывал здесь и вот здесь, поэтому не буду повторяться.

Пока нас, пусть и в планах, было семеро, в списке походного снаряжения значились палатка типа «Зима» и туристическая печка. Вчетвером тащить с собой указанные вещи было нецелесообразно, и руководитель похода Миша велел готовиться к холодным ночёвкам. Узнав об этом, родные подняли хай.

«Схватишь воспаление лёгких! Отморозишь ноги! Простудишь почки!» – вот далеко не полный список недугов, которыми меня пугали.

И всё же я поехал: сначала на поезде до станции «Вязовая», потом вместе с ребятами на заказной «буханке» до посёлка Тюлюк. В Тюлюке при желании можно снять домик, взять напрокат лыжи, а то и вовсе нанять гида и подняться на гору на снегоходе. Но это опции для матрасников. Мы пошли другим путём. К исходу первого дня наша группа разбила лагерь на оборудованной стоянке в восьми километрах от Тюлюка и у самой седловины вершин Большой и Малый Иремель.

Оборудованная стоянка – это только по бумагам природного парка. Место под палатки пришлось выкапывать в снегу, а дрова пилить, но на сильном морозе это в самый раз – согревает лучше любого костра. Здесь же выяснились изъяны экипировки – дешёвая пластиковая лопата прокручивала, а цепочная пила явно не подходила для массивных бревен, заготовленных егерями.

Ну да ничего, справились, приготовили на костре ужин и начали готовиться ко сну. Столбик походного термометра к этому времени перевалил за минус 25. Отходя ко сну, я услышал, как Моисеевы кидают снег на юбку нашей палатки, чтобы не поддувало. Куски снега гулко ударялись о тент.

«Закапывают заживо», – мрачно пошутил Илюха.

Копошение «червяков»

Две палатки – на четверых. На первый взгляд, многовато, но дело в том, что чем больше людей ночует в палатке, тем обильнее образуется конденсат. К утру конденсат осядет на спальники, те промокнут, и вы сполна ощутите на себе прелести холодной ночёвки. Если, конечно, вы не лежите в дорогущем пуховом спальнике с температурой комфорта от минус 10. (Такой нужно использовать только в комбинации с лёгким синтетическим.)

У моего спальника минус 10 было температурой экстрима, что страховало от обморожений, но не более того. Как следствие, я трижды за ночь вставал, чтобы надеть на себя очередной слой одежды. К утру на мне были комплект термобелья, штаны с синтепоном, флиска, шерстяной свитер и пуховая куртка. Аналогичным образом утеплился и Илюха. Я помог ему застегнуть спальник, он помог мне. Иначе никак. Со стороны это, наверное, походило на копошение червяков в компостной яме.

Несмотря на дискомфорт, первая ночевка затянулась до половины двенадцатого. Зимой темнеет рано, поэтому мы воздержались от продолжения пути и посвятили день оттачиванию навыков катания на горных лыжах. Вернее так: Миша, Аня и Илюха катались на горных лыжах (очень тяжёлых и явно не приспособленных для походов), а я – на древних, видавших виды «бескидах».

Громоздкие бескиды подходили для катания с горы меньше всего, и там, где другие лихо заруливали на стоянку, я продолжал ехать вниз пока не упирался в подходящий сугроб. А навстречу двигались другие туристы, по большей части на снегоходах. Ох уж эти мне снегоходы! Из-за них на маршруте нет-нет да и подышишь бензиновым перегаром. Ещё снегоходам приходится уступать дорогу, проваливаясь в снег по колено, что с тяжеленным рюкзаком за спиной малоприятно.

С другой стороны, снегоходы расчищают путь, и за все время похода нам ни разу не пришлось тропить. По этой же причине на лыжах мы ходили только на спуске. На подъёме горные лыжи ребят сильно скользили (на этот случай в поход берут специальную накладку на скользящую поверхность – камус), а я свои «бескиды» снимал из солидарности.

Сюрприз под ёлкой

Утром третьего дня меня и Илюху, как дежурных, разбудил будильник. По местному времени в семь утра, а по впечатлениям ночью – так темно было вокруг. При помощи газовой горелки разожгли костёр, приготовили завтрак и начали собираться в путь. Миша озвучил план поставить в конце дня палатки на вершине Большой Иремель, чтобы с утра двинуться в направлении хребта Инзерские Зубчатки и далее к Белорецку.

Для удобства движения мы привязали лыжи веревочками к рюкзакам. И всё равно я в этот день чувствовал перегруз – давали о себе знать два заправленных полуторалитровых термоса и конденсат, которым за две ночёвки пропитались все тёплые вещи. Добавьте к этому сильный мороз, ветер у самого подножия горы, и станет понятно, почему я воспротивился плану Миши. Илюха меня поддержал, но по другому поводу.

«20 километров до Белорецка придётся тропить, – сказал он, – а мы и по парковым тропинкам идём медленно».

В общем, на Большой Иремель мы поднялись без рюкзаков. Погода нам улыбалась – ветер, из-за которого внизу мы даже отложили перекус, на вершине неожиданно стих. Глазам открылась панорама таёжного моря и окрестных гор, и укреплённый камнями альпеншток. Особо впечатлительные туристы привязывают к нему узелки, вешают игрушки и сладости. Это плохая традиция, загрязняющая гору, красивую саму по себе. Мы ей не следовали, только зафоткались все вместе и пошли в обратку.

Спустившись с горы, мы взяли правее и на выходе из зоны леса встали на ночлег. Моисеевы поставили свою палатку на открытой местности, а мы с Илюхой, для защиты от ветра, окопались в ёлках. Чуть поодаль выкопали яму под кострище глубиной метра в полтора. Дрова, однако, нашего трудового подвига не оценили и долго не хотели разгораться.

Тем приятнее было, наконец, погреться у костра и оценить очередной кулинарный сюрприз. Есть такая у нашей группы традиция – каждый участник похода берёт с собой оригинальное лакомство и до поры до времени никому его не показывает. Я взял в качестве сюрприза чак-чак, Миша – мясо для шашлыка, Илюха – баночку черничного варенья, а Аня – набор из бородинского хлеба, красной икры и сладкой норвежской селедки. Согласитесь, зимой, в лесу, бутерброд с красной икрой – это романтично.

Горячий снег

Утром четвёртого дня группа окончательно созрела для того, чтобы прекратить ночёвки в палатках и «свалить» в цивилизацию. Легче всего это было сделать через Тюлюк, но возвращаться туда, откуда приехали, было не комильфо. Поэтому стали двигаться по маршруту хребет Аваляк – деревня Байсакалово, предварительно сделав радиалочку к вершине Малый Иремель (1450 м). Путь к указанной вершине, без рюкзаков и в солнечную безветренную погоду, запомнился самыми живописными видами за всё время похода. Местами окружающее пространство напоминало тундру, местами – Камчатку, где в роли вулкана накрытый шапкой облаков Большой Иремель.

На хребет Аваляк, через который нам нужно было перевалить, мы поднялись уже в темноте. Съезжали, соответственно, тоже, а это не так-то и просто. Во-первых, скат продолжительный и очень узкий, на нём и без рюкзаков легко потерять управление и упасть. Во-вторых, у меня отказал дешёвый китайский фонарик, так что приходилось полагаться на фонарики друзей.

Вот только скорость спуска у всех – разная. Мишу я быстро потерял из виду, а Аня, наоборот, ехала слишком медленно. Неожиданно Аня упала, а я, объехав её, понёсся дальше в кромешной темноте. Мог бы разбиться, но во время вспомнил совет одного опытного туриста: если боишься упасть, держи обе лыжные палки как одну и притормаживай. Помогло.

Деревня Байсакалово – это не больше десятка домов, из которых в тот вечер обитаемыми были только два. Войдя в один из них, мы подумали, что это и не дом вовсе, а разогретая русская баня. На самом деле, в избе было не больше восемнадцати градусов тепла. Просто за четыре дня похода мы так привыкли к сильному морозу, что домашнюю температуру воспринимали как чересчур жаркую.

В Байсакалово мы провели два дня. Самое яркое впечатление этих дней – русская баня. Всегда мечтал, как следует разогревшись в бане, выбежать на свежий воздух и нырнуть в сугроб. Лыжный поход, временами казавшийся мне слишком некомфортным, окончательно закрепился в сознании как идеальный вариант зимнего активного отдыха.

Но мёрзнуть в палатке без перспективы после следующего лыжного перехода попариться в бане – это верх глупости.

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

26.08.2025 Единороссы продолжают мониторить объекты сферы образования Перед началом нового учебного года партдесант проверяет реализацию народной программы
25.08.2025 Партдесант единороссов проверяет образовательные учреждения перед началом учебного года Их строительство, ремонт и обновление ведётся в рамках народной программмы партии
20.08.2025 Молодогвардейцы развернули флаги России на катерах Акция прошла при поддержке Татарстанского реготделения «Единой России»


Новости

25 августа, 16:47 Заинские первоклассники получили новые рюкзаки В рамках акции «Помоги собраться в школу» 65 первоклассников города и района получили школьные принадлежности

20 августа, 16:47 В Татарстане состоится Единый день приёма участников СВО и их семей по вопросам медицинского обеспечения Все желающие татарстанцы могут обратиться в Региональную общественную приемную партии «Единая Россия»

  06 августа, 15:51 Татарстанские юристы расскажут о помощи бойцам СВО Они поделятся информацией о решении правовых вопросов в разных областях

25 июля, 15:51 Бавлинские единороссы и молодогвардейцы очистили городской родник Родник «Бэллур чишмэ» привлекает большое количество горожан, после которых остается много мусора

24 июля, 15:28 В Нижнекамске стартовала ежегодная партийная акция «Собери ребенка в школу» Раздача школьных принадлежностей и рюкзаков пройдет накануне Дня знаний

18 июля, 17:49 В Татарстане прошёл приём участников СВО и их семей по юридическим вопросам Татарстанцев интересовали вопросы по оформлению льгот для ветеранов СВО, предоставлению отсрочки, получению государственных наград

16 июля, 14:13 «Единая Россия» проведёт традиционную акцию «Собери ребёнка в школу» Адресную помощь окажут детям участников СВО, детям-инвалидам, детям из многодетных и малообеспеченных семей и детям из новых регионов

16 июля, 14:00 В Татарстане пройдёт Единый день приёма участников СВО и их семей по юридическим вопросам Заявители могут отправить свои обращения заранее, позвонить во время приёмных часов или записаться на приём

16 июля, 11:03 При поддержке «Единой России» стартовала национальная премия «Человек труда» Приём заявок проходит с 15 июля по 15 августа

15 июля, 15:51 Фарид Мухаметшин провел прием граждан Встреча с заявителями прошла в Региональной общественной приемной Председателя партии Дмитрия Медведева

Все новости
Уайлд


© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Информация для лиц старше 18 лет. Запрещено для детей.
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх