Дрон в законе

Общество    10 сентября 2019, 13:44
С 27 сентября беспилотники придётся ставить на учёт в Росавиации (Фотография: pixabay.com)
С 27 сентября беспилотники придётся ставить на учёт в Росавиации (Фотография: pixabay.com)
В сентябре вступит в силу Постановление Правительства РФ об обязательной регистрации беспилотных летательных аппаратов.

А ещё этим летом лёгкие на подъём в небо дроны (другое название БПЛА) стали неподъёмными по размеру штрафа, налагаемого за их незаконное использование. Эксперты уже предрекали конец отрасли, но решение проблемы неожиданно нашли в Татарстане.

Предполётные испытания

За нарушение правил использования воздушного пространства штрафы для физических лиц после 26 июля выросли в десять раз – с 2-5 тысяч до 20-50-ти. Юридическим лицам придется раскошелиться соответственно на 100-150 тысяч. При этом закон составлен так, что выполнение всех его требований крайне обременительно, если не сказать больше – невозможно. Рассказывает председатель Ассоциации владельцев БПЛА в РТ Алексей Галютин:

­«В нашей сфере есть два типа правонарушений. Первое - связано с отсутствием временного или местного (над городом) режима полётов. Для его получения сначала нужно согласовать полёт в ФСБ, потом уведомить МВД, Росгвардию и Татнавигацию. На прохождение этих инстанций уходит от 5 до 7 рабочих дней. Собранные документы подаются в комитет по транспорту. Там они рассматриваются ещё 5 дней. Разрешение от комитета отправляется в Самарский зональный центр единой системы организации воздушного движения…».

Здесь я позволю себе отвлечься и сказать несколько слов о месте и времени моей с Алексеем Галютиным встречи. Она состоялась в конце августа в парковой зоне Иннополиса, где члены Ассоциации собрались на традиционный пикник. Поесть шашлыка и показать лётное мастерство пришли не только владельцы дронов, но и авиамоделисты. На их по большей части склеенные из потолочного пенопласта «самолётики», оказывается, тоже распространяется действие ст. 11.4 КоАП РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства».

«Самарский центр, – продолжает Галютин, – согласовывает полёт и сообщает фамилию должностного лица, давшего добро. Эту фамилию указывают в представлении на имя начальника Главного центра ЕС ОрВД в Москве. Не менее чем за 5 суток до полёта его нужно подать…»

«Будем считать, что вы уложились в сроки и вам установили режим полётов. Теперь за день до вылета вы должны направить план полётов в Самарский центр, за два часа – позвонить им и спросить разрешение. Затем позвонить в диспетчерскую службу МВД, у них тоже спросить разрешение, и за 5 минут до полётов сообщить об их начале».

Второй тип правонарушений в сфере использования БПЛА связан с вылетом дрона за пределы трассы, маршрут которой был согласован. За это придётся выложить 20-50 тысяч. Остаётся добавить, что описанную выше процедуру нужно проходить перед каждым полётом. Татарстан - не исключение, но у нас смогли заменить утомительное хождение по инстанциям компьютерным алгоритмом.

Плата за небо

Изменения в Административном кодексе напрямую затронули интересы предпринимателей, зарабатывающих с помощью дронов деньги. Это не только фото- и видеосъёмка, но и мониторинг нефтегазовых сетей, инвентаризация складов, доставка медикаментов в труднодоступные места, орошение полей и пр. Каждый проект такого рода перед внедрением должен пройти тестовые испытания, проведение которых тормозится из-за сложности процедуры согласования.

В Татарстане нашли выход из сложившейся ситуации. В июле 2017 года на расширенном заседании совета по предпринимательству при Президенте РТ бизнесмены предложили создать единую информационную систему для принятия заявок на регистрацию дронов в электронном виде и тиражирования её в ведомства, разрешение которых нужно получить. Рустам Минниханов идею поддержал.

Всё получилось так, как и просили владельцы БПЛА. Есть сайт Ассоциации, на котором нужно единожды зарегистрировать себя и свой аппарат, и указать желаемую зону полётов из тех, что разрешены. Процедура регистрации пилота занимает от недели до месяца. Она включает в себя согласования и получения разрешения от ведомств. После этого пилот накануне может регистрировать полёты в рамках согласованных зон.

В тестовом режиме сервис работал на безвозмездной основе, но по мере увеличения числа пользователей (сегодня это более 300 человек) появилась необходимость в расширении команды и, как следствие, введения системы членских взносов.

«Мы приняли решение, – объясняет Галютин, – для любителей, которые занимаются авиамоделизмом и дронрейсерством, выделить специальные зоны. Грубо говоря, это места, где они чаще всего тренируются. За полёты в них взимается абонентская плата 500 рублей в месяц. Если пилот хочет летать за пределами любительских зон, он ежемесячно платит 1000 рублей. При этом он может летать и в любительских зонах».

– Допустим, я оформил регистрацию на сентябрь, а потом возобновил полёты только в декабре. Мне за октябрь-ноябрь тоже надо платить?

– Да, конечно. Ассоциации ежемесячно нужны деньги на зарплату сотрудникам, аренду помещения, телефонные звонки… Работа остановиться не может. Она на самом деле стоит больше чем 1000 рублей в месяц, но мы – НКО, перед нами не стоит задача получения прибыли. После введения членских взносов нас покинуло 3 человека, и то из-за того, что они редко летали в Татарстане. При этом в Ассоциацию вступили пилоты из Франции, Италии, Турции, Казхастана. Всем, кто хочет использовать дроны в татарстанском небе на законных основаниях, не обойтись без нас.

Высоко сидит, далеко глядит

Этим летом я был в горах, где мои новые знакомые использовали дрон для выбора правильного маршрута восхождения на вершину. В альпинизме это, без преувеличения, вопрос жизни и смерти. Неужели и в этой сфере без регистрации не обойтись? Данный вопрос я адресовал создателю сервиса и руководителю IT-службы Ассоциации Игорю Заломскому.

«Горы горам – рознь», - ответил Игорь и неожиданно переключился на район озера Лебяжье под Казанью. Там очень любят тренироваться владельцы дронов, а между тем не так далеко от озера находится вертолётный завод, откуда геликоптеры регулярно совершают тестовые полёты на низкой высоте. По словам Заломского, от столкновения двух машин над озером никто не застрахован.

«В плане безопасности, - развивает свою мысль эксперт, – самая большая проблема в том, что самолёты не видят беспилотники. И пилот дрона не всегда видит самолёт или вертолёт, потому что у него камера вперёд смотрит. На выходе мы можем иметь авиационное происшествие наподобие того, что произошло 15 августа в Жуковском. Там в двигатель самолёта попала стая чаек, но это мог бы быть и один-единственный дрон».

Не надо думать, что для обнаружения пилота его дрон нужно обязательно поймать. Местонахождение пилота можно вычислить по траектории движения аппарата с помощью специальных радаров. Кроме того, перспективной является идея чипирования дронов. Чип позволит заинтересованным службам отслеживать движение дронов, а вот удалить его без поломки самого аппарата будет невозможно.

 Но это задача не первой важности. В приоритете – создать условия для легального функционирования беспилотной авиации в масштабах всей страны. Пока сервис Ассоциации действует только для Казани и близлежащих к ней районов - Зеленодольского, Верхнеуслонского, Пестречинского, Камско-Устьинского, Высокогорского и Лаишевского. Осенью Ассоциация планирует начать работу по подключению к сервису районы Закамья, а дальше… А дальше как позволит законодатель и административный ресурс в регионах.

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

11.08.2022 В Татарстане продолжается акция "Помоги собраться в школу" Товары для школы можно принести в Общественные приемные Партии "Единая Россия" в Татарстане
09.08.2022 Алсу Набиева призвала женщин, прибывших из ЛДНР, войти в состав нового Комитета по поддержке детей и семей Комитет создается объединением женщин-депутатов «Мэрхэмэт – Милосердие»
09.08.2022 Годовой план по вводу жилья в Татарстане уже выполнен на 79% Республика может повторить прошлогодний рекорд в строительной отрасли


Новости

11 августа, 12:01 «Единая Россия» установит в общественных местах стеллажи в рамках акции «Книги – Донбассу» Все желающие смогут оставить на них книги для жителей ЛДНР и освобожденных территорий

10 августа, 14:31 В августе и сентябре из Казани отправятся дополнительные поезда в Анапу, Адлер и Кисловодск Это связано с повышенным спросом на поездки в курортные города

 

05 августа, 16:05 Пожар производственного склада в Киндерях локализован На место также выехали экологи для проверки состояния воздуха

05 августа, 16:01 В Казани стартовал сбор кормов и необходимых вещей для животных в приюте Традиционная акция по сбору необходимого проходит в рамках календаря «Партия добрых дел»

05 августа, 15:45 На проспекте Победы в Казани восстанавливают трамвайные пути До конца августа «Метроэлектротранс» перенесёт рельсы, убранные из-за строительства Вознесенского тракта

05 августа, 15:32 Реконструкция первой очереди Юнусовской пощади завершится к началу осени При разработке архитектурной концепции общественного пространства использовались архивные источники

05 августа, 15:25 В Татарстане открывается сезон охоты на боровую, степную и полевую дичь Охотиться на эти виды животных возможно с подружейными собаками и ловчими птицами

05 августа, 15:19 Максим Топилин: Разработанный «Единой Россией» законопроект о смягчении условий соцподдержки для вдов военнослужащих уравняет права граждан Ранее был принят закон «Единой России» о присвоении статуса ветерана боевых действий участникам спецоперации на Украине

05 августа, 10:19 В сельских поселениях Зеленодольского района по Народной программе «Единой России» создаются социальные объекты С ходом их строительства ознакомился депутат Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов

04 августа, 17:23 Татарстан стал лидером в Поволжье по количеству сделок на рынке недвижимости Показатели говорят о развитии сферы строительства многоквартирных и индивидуальных жилых домов

Все новости
Уайлд


© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Информация для лиц старше 18 лет. Запрещено для детей.
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх