Аксенов-фест: с кем вы, мастера классов?

05 сентября 2016, 19:08
Аксенов-фест: с кем вы, мастера классов?
Программа 10-го юбилейного Аксенов-феста, что называется, внушает: тут и открытие арт-объекта в Аксенов-саду, и вручение премии «Звездный билет» в театре им. Качалова, и несколько звучных (по заявленным именам) мероприятий на стыке литературы и кино. Да и среди гостей феста не только его изрядно примелькавшиеся отцы-основатели Александр Кабаков и Евгений Попов, но и молодые писательские лица, среди которых, что особенно радует, – наши Денис Осокин и Гузель Яхина.

Только вот мастер-классов в программе почему-то нет. А ведь именно с их появлением Аксенов-фест обрел ценность в казанском литсообществе. Не в 2007-м, на официозном праздновании 75-летнего юбилея Василия Аксенова в оперном театре, а в 2008-м - в конференц-зале отеля «Ривьера», где Михаил Веллер и Михаил Генделев задали такого перцу местным прозаикам и поэтам, что разбор полетов впору было сравнивать с очистительной грозой.

«Аксенов-фест-2008» знаменателен и тем, что на нем впервые состоялось вручение премии «Звездный билет», причем сразу двум казанским авторам - Анне Русс и Денису Осокину. Каждый из них получил денежные премии в размере 100 тысяч рублей и памятный знак: медную статуэтку в виде железнодорожного билета, «через дырки от компостера в котором видно звездное небо». Несколько смущало, правда, что в выборе жюри не было первооткрытия, ведь Русс и Осокин давно были лауреатами другой, более громкой премии – «Дебют».

В 2009-м центральным событием фестиваля для литераторов Казани стало опять-таки не открытие Дома-музея Аксенова, а обсуждение текстов в отеле «Шаляпин», а точнее искрометный «вы не класс, а я не мастер» Дмитрия Быкова, плавно перешедший в задушевные посиделки под гитару в гостиничном номере с потрясшими его тогда местными молодыми поэтами - Геной Стечкиным, Олесей Балтусовой, Ангелиной Кузьминых, Айгель Гайсиной и Андреем Абросимовым.

Тем не менее, Балтусова по итогам третьего феста гневно написала в ЖЖ: «Мастер-классы весьма халтурны ибо кратковременны. Толку от них нет. Для чего нужны фестивали, где внимание получают те, кто приезжает в провинцию из столицы? Их удостаивает вниманием пресса, им светят софиты, дается площадка для выступления. И не одна. Зачем? У мэтров этого много и в Москве (...) На Аксенов-фесте не дают слова казанскому поэту. А мэтры читают свои рассказы и стихи в Оперном. И уезжают надолго, будто навсегда, поблескивая нимбом».

В 2010-м разразился бунт, осмысленный и беспощадный: Русс и Балтусова призвали молодежь и вовсе игнорировать Аксенов-фест. Только усилия энтузиастов позволили наполнить мастер-классы - не без понукания масс перспективой получения «Звездного билета». К тому же большой интерес вызывал тогда приезд Анатолия Наймана, литературного секретаря Анны Ахматовой, чуть меньший - уроженца Казани, президента Санкт-Петербургского отделения Русского ПЕН-клуба Валерия Попова и кинорежиссера Вадима Абдрашитова. Все трое не разочаровали, а вот презентация неоконченного романа Василия Аксенова «Дети ленд-лиза» произвела удручающее впечатление. Надо сказать, в Казани Василия Павловича выдающимся писателем не считают.

В цоколе дома-музея Василия Аксенова был открыт ресторан «Перекресток джаза», который со временем и «сожрал» Дом как музей, поскольку, заняв пространство, загнал мемориальную часть в крошечную комнату и отсек направление архивно-исследовательской работы. Впрочем, и сам Аксенов не желал увековечивания своей памяти в пыльных музейных стендах.

Ну а далее мероприятие - с обретением Дома и его вдохновенного директора Ирины Аксеновой - укрепилось в найденном формате, год от года будоража казанцев громкими именами. Нельзя сказать, что все шло по накатанной. Фест постоянно разнообразил программу новыми мероприятиями - появились содержательные круглые столы, вечера татарской поэзии. Только вот желающих тратить драгоценное время на участие в мастер-классах становилось все меньше, и во многом тому способствовало исчезновение «Звездного билета». Не случайно на пресс-конференциях журналисты с упорным постоянством интересовались: когда наконец «обилетят» и кого?

После 7-го Аксенов-феста под напором литературной общественности вопрос о возобновлении премии на совещании с мэром Казани Ильсуром Метшиным был решен положительно. Но вот оглашение итогов выбора жюри в феврале 2014-го многих потрясло. Лауреатами стали поэт Арутюн Овакимян и писатель из Санкт-Петербурга Евгений Бабушкин, который мало того что опять-таки был уже обласкан премией «Дебют», так еще и прославился произведением с глумливым названием «Жрать, бухать, бездельничать».

Это был второй кризис в истории Аксенов-феста, не столь драматичный, как первый, но все же связанный с охлаждением к мероприятию некоторого числа его пылких приверженцев. Раздражал и толпо-элитарный подход организаторов к либерал-демократическому, по идее, начинанию – часть мероприятий на каждом фесте обязательно делалась закрытой, по спецприглашениям. А наше общество после 70 лет социализма как-то попривыкло к антииерархичности, равенству и братству. Между тем, если это кого-то утешит, ничего кроме скуки за хорошо сервированными столами на этих закрытых «вечерях» не происходило.

В 2015-м «Звездный билет» предсказуемо вручили Яхиной, автору распиаренного, довольно неровного (зато идеологически востребованного) романа «Зулейха открывает глаза», лауреату премий «Ясная поляна» и «Большая книга». В рамках раскрутки, надо думать, весьма дорогостоящего совместного проекта журнала «Октябрь» и Союза писателей Татарстана «Антология новой татарской поэзии» «звездно обилетился» и 25-летний поэт Булат Ибрагимов.

В этом году Аксенов-фест закрепит обретенную традицию диалога культур литературно-музыкальным представлением сборника В. П. Аксенова на татарском языке. Отдадим здесь должное деловой хватке, проектному мышлению и организаторским способностям главного редактора «Октября» Ирины Барметовой. И бог с ними, с мастер-классами. Творческая молодежь уже усвоила совет Веллера, данный еще восемь лет назад: «Писатель должен быть менеджером самому себе!»

Полина Шершеневич

 

Мнение авторов колонок может не совпадать с позицией редакции



Вернуться назад

Новости

02 июня, 15:48 В Лисичанск и Рубежное отправился груз, собранный под эгидой «Единой России» в РТ Всего в ЛНР из разных уголков республики отправилось 100 тонн гуманитарной помощи

01 июня, 16:52 Вопросы реализации Народной программы обсудили на заседании Генсовета партии «Единая Россия»

 

01 июня, 16:19 Пациенты Казанского Хосписа отметили День защиты детей Аниматоры, красочный грим для лица и мороженое – так ребята и их родители встретили первый день лета и главный праздник детства

25 мая, 10:09 Череду национальных праздников-2023 в Татарстане откроет «Каравон»

25 мая, 10:05 Фарит Ханифов: «Для обеспечения системной перевозки продукции по маршруту «Север-Юг» необходимо организовать четкую работу грузоотправителей совместно с ОАО «РЖД»

19 мая, 14:55 В Казанском аэропорту транслируется фотопроект «Жены Героев»

19 мая, 14:54 Фарид Мухаметшин поздравил журналистов с Днем печати РТ

19 мая, 14:52 Раис Татарстана посетил тестовые соревнования в преддверии «Игр будущего»

19 мая, 14:51 Подлинные реликвии пророка Мухаммада поместят в музейно-выставочном комплексе «Памятный знак»

16 мая, 11:51 До 31 мая можно проголосовать за любимое место отдыха в своем городе Отдать свой голос за полюбившийся двор, сквер или парк можно на портале государственных и муниципальных услуг РТ и в мобильном приложении «Услуги РТ». Событие...

Все новости
Уайлд


© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Информация для лиц старше 18 лет. Запрещено для детей.
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх