Кто ругает Советский Союз, у того нет сердца, а тот, кто предлагает туда вернуться, у того нет головы

Интервью    31 января 2019, 09:50
Фото: kzn.ru
Фото: kzn.ru
Казанский музейщик Рустем Валиахметов создает филиалы «музея советского прошлого» по всему миру

Мог ли подумать Рустем Валиахметов, создавая в Казани музей социалистического быта, что его идея собрать в одном месте артефакты советского прошлого так успешно будет воспринята в других странах? Сегодня филиалы музея работают в Париже, Брюсселе, Анкаре, Анталье, а так же в городах России.

Портал «Вверх» пытался выяснить, чем же интересно западному человеку наше советское прошлое, и почему плагиат в музейной сфере в данном случае не страшен.

«Вроде бы, вот только такой сервиз ставила на стол твоя бабушка, а оказывается, это уже предмет из твоего глубокого детства»

Филиалы музея Соцбыта за границей используются не только для постоянной экспозиции, но и для иных выставок. К примеру, недавно Рустем Валиахметов открыл в Анталье экспозицию елабужского музея-заповедника «Графика 20 годов, советский характер». После Турции эту выставку хотят заполучить в Петербурге. По поводу успеха идеи за границей, Рустем говорит следующее:

«Людям всегда интересен тот продукт, который рожден не в их стране. Мы экспортируем культуру, рассказываем о наивном бытовом соцреализме. Это целый стиль. Это направление музейной деятельности, которым никто так активно не занимается, как мы.

Сами предметы советской эпохи - это просто предметы, нужно найти концепцию, чтобы их экспонировать. При помощи этой концепции мы рисуем эмоциональные картины, но используем не краски, а обычные вещи из советского прошлого.

Это доступно в понимании, и в то же время это очень серьёзный по эмоциональной отдаче проект.

По словам Валиахметова, меньше всего это ценят люди, которые живут внутри страны. Потому что это вроде бы не является музейной ценностью. Предметы в той или иной степени находятся рядом с нами или на даче. Но история движется стремительно. Вроде бы, вот только такой сервиз ставила на стол твоя бабушка, а оказывается, это уже предмет из твоего глубокого детства.

В России представительство музея есть в Елабуге, Самаре, в Санкт-Петербурге, в гостинице «Амбасадор». В Москве постоянной выставки пока нет, сейчас площадкой является Мосгордума. В Париже музей находится на территории торгпредства, в Брюсселе - в здании Россотрудничества, в Анкаре тоже в Торгпредстве.

Ну и самый большой филиал музея находится в Анталье. Там музейное пространство составляет 980 квадратных метров.

Экспозиция строится по такому же принципу как в Казани, только шире. Начиная с рождения советского человека, его жизненного расцвета, а дальше идёт тема советского кино, театра, литературы.

Путешествие в недалекое прошлое. Счастливое детство, советская школа, служба в армии, Гагарин, «Олимпиада 80» - и всё это путешествие в недалекое прошлое с предметами, которые можно взять в руки, примерить, и даже сделать фотосессию. И этот ретро-интерес только набирает силу. За границей музей позиционируется под брендом «Museum of soviet lifestyle - Музей советского стиля».

Сейчас у Валиахметова с мэром Парижа Анной Идальго есть план совместной выставки, касаемый особенностей советской моды. Познакомились они в Казани.

«Некоторые называют Советский Союз империей, и почему может быть не интересной судьба такой страны, как наша со своим укладом и образом жизни, - задается вопросом Валиахметов.

- У нас много людей разбираются в художественных стилях, которые пришли к нам извне, которые нашими не были. Но в их изучение погружаются с головой и часто за этим не замечают своей истории, что сформировалось в этой стране. Мы повествуем только о том, что видели.

От первого лица пытаемся рассказать, как мы жили, что было тогда, чем это интересно и какая у нас есть фундаментальная база. На чём мы выросли. Конечно, многие западные ценности мы слепо приняли, за яркие фантики отдали часть своей истории. Кто-то спохватился, кто-то задумался, кто-то еще этого не понял. Но у нас много чего есть своего. Как раз на Западе к этому относятся с большим пониманием и уважением».

«Кто-то собрал там сто утюгов или других артефактов, я постоянно это слышу»

По словам директора музея, на западе знают о новостях, которые сегодня доносятся из России, есть несколько фигур, которые являются символом для западного мира. Например, Владимир Путин как символ силы и крепости духа. Чуть раньше была балалайка, перестройка, гласность, новое мышление. А за этими символами, по сути, начинается провал.

«И сейчас настало как раз то время, когда потихоньку можно рассказывать о той нашей истории, которая символизирует такое понятие как «советский человек». Кто-то верил в эту идеологию, кто-то нет, но люди в этом находились, этого нельзя было не замечать.

И вдруг выясняется, что не только балет, но и театр, и кино было интересным, был даже свой Пол Маккартни в виде Юрия Антонова. Пускай это немного заимствовано, переработано, перерождено, но это как и всё в жизни».

Валиахметов не отрицает, что многое в бытовую жизнь советского человека пришло с Запада. К примеру, джинсы нигде в мире не были таким символом, какими они стали в советское время.

Однако, после того, как Музей советского быта открылся в Казани, в разных уголках страны стали появляться точки, где также стали эксплуатировать идею, которую первой реализовал в Казани.

И даже в продвинутом «Ельцин-центре» в Екатеринбурге есть уголок, стилизованный под советский магазин с полупустыми полками. Однако Валиахметов относится к этому спокойно.

«Я за любые музеи, а дальше время рассудит, имеет он право на существование, или нет. Рынок и интерес людей сам расставит все по своим местам. Я к любым музеям хорошо отношусь, но пусть они докажут свою состоятельность. Кто-то собрал там сто утюгов или других артефактов, я постоянно это слышу. Но за количеством придет качество. Музей - это релакс для мозга. Увидеть именно то, что по-настоящему интересно.

Сколько уже частных музеев открывалось, это стало модно. Советские кухни, коммунальные комнаты. Мы вообще не об этом. Мы о людях, мы не о вещах. Без людей это просто кладбище эмоций и свалка вещей. При помощи предметов людей можно объединить, чтобы экскурсоводом стал каждый посетитель, который мог рассказать свою историю, которая связана с той или иной вещью.

Иностранцы по-разному реагируют на увиденное. Удивляются, как так жили советские люди.

Ракеты летали, а туалетной бумаги в доме не было. Это воспринимается с милой улыбкой.

Но работники музея пытаются объяснить, что степень общества потребления для советских людей и для западных абсолютно разная. Сегодня  человек купил новый Porsche Cayenne, но было больше радости, когда родители привезли блок жвачки из Польши, а покупка джинсов или кроссовок превращалось в настоящий праздник вроде Нового года.

«Мы могли радоваться мелочам, небольшим событиям. Подошла очередь на машину или урвал где-нибудь человек дубленку – эмоциональный взрыв. Советский человек этим и уникален. Но мы ни в коем случае не говорим, что нужно вернуться в то время. Даже из уст президента России Владимира Путина прозвучала фраза, что кто ругает Советский Союз, у того нет сердца, а тот, кто предлагает туда вернуться, у того нет головы. Это правильная фраза.
 

Олеся Кучеренко



Вернуться назад






Новости рубрики

13.12.2019 Владимир Вавилов о необходимости второго хосписа в Казани: «Каждый день раздаются крики о помощи» На строительство второго в столице Татарстана дома без боли необходимо собрать ещё 250 млн рублей
10.12.2019 Олег Морозов: «Юрий Лужков всегда здоровался со мной по-татарски» Сегодня на 84-м году жизни скончался экс-мэр Москвы Юрий Лужков, возглавлявший столицу с 1992 по 2010 годы. В интервью порталу «Вверх» сенатор от Татарстана, уроженец...
06.12.2019 Рифат Ганибаев: «Инвалидность постепенно наступает на общество» От инвалидности не застрахован никто. Абсолютно здоровый человек в одну секунду может превратиться в инвалида, утверждает глава общества инвалидов по РТ


Новости

20 января, 19:41 Портал госуслуг РТ подвергся атаке хакеров Злоумышленники могли получить доступ к части данных пользователей

20 января, 19:35 В Татарстане на неделе ожидается погода с резкими изменениями В течение недели татарстанцев ждут и тёплая погода, и метель, и минусовая температура

  20 января, 12:25 У 56 казанцев подтвердился диагноз «свиной грипп» С момента эпидемии ОРВИ в Казани зарегистрировано 126 случаев заболевания гриппом

17 января, 13:06 Экипаж Каргинова из команды «КАМАЗ-мастер» – победитель «Дакара» По итогам ралли-марафона команда «КАМАЗ-мастера» заняла два первых места.

17 января, 12:53 В «Единой России» определили ключевые направления работы по реализации Послания Президента Партия выявит причины задержки ввода в эксплуатацию новых детских садов и проведет встречи с родителями по теме школьного питания

17 января, 12:13 Президенту РТ представили пять проектов по оформлению аэропорта Казани В Татарстане стартовало онлайн-голосование за лучший дизайн международного аэропорта «Казань» имени Г.Тукая

16 января, 20:18 В Татарстане подвели итоги проекта «Культура малой Родины» С момента реализации проекта 4 детских театра республики подготовили 32 новые постановки

16 января, 16:31 Мишустин назначен Председателем Правительства РФ Владимир Путин подписал указ о назначении Председателем Правительства страны Михаила Мишустина.

16 января, 14:33 Фарид Мухаметшин прокомментировал послание Президента РФ Многие из вопросов, упомянутых в послании, уже решаются в Татарстане, отметил спикер Госсовета республики

16 января, 14:27 Общественную палату РТ возглавила Зиля Валеева На первом заседании организации, которое прошло в Госсовете, состоялось избрание председателя и четырёх его заместителей



© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх