«Инклюзивное образование делает наше общество свободным от предрассудков»

Общество    03 декабря 2018, 10:11
«Инклюзивное образование делает наше общество свободным от предрассудков»
Директор казанского лицея №78 убеждена, что в этой школе созданы лучшие в Казани условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Более 10 процентов из общего числа детей, обучающихся в казанском лицее №78 «Фарватер» - ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Директор школы Альфия Урманчеева убеждена, что инклюзивное образование двигает наше общество вперед и делает его свободным от всевозможных предрассудков, а также более толерантным. И советует новичкам, приходящим в школу, придерживаться трех основных правил: не жалей, не рассматривай, не помогай, пока тебя об этом не попросят.

В интервью порталу «Вверх» она рассказывает об особенностях обучения в 78-й школе.

 

Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. На базе школы №78 Приволжского района Казани был создан ресурсный Центр инклюзивного образования. Педагогический коллектив имеет достаточный опыт работы и проводит мастер-классы для других школ районов города и республики.

Из 1260 детей, обучающихся в школе, 140 ребят имеют инвалидность: 121 ребенок - проблемы опорно-двигательного аппарата, остальные ребята – различные заболевания.

Многие из них учатся в обычных классах лицея, при этом, становятся победителями и призерами различных олимпиад и конкурсов. Недавно девятиклассник Артур Фикляев выиграл серебряную медаль IV Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в Москве.

- Как обстоит ситуация с инклюзивным образованием за рубежом?

- Для них привычная вещь, что особенные и обычные дети учатся вместе. Там априори образовательный процесс выстроен таким образом, что дети не разделяются в классах. Они учатся вместе, потому что иначе быть не может. Изначально методики, технологии преподавания, обустройство самих школ предусматривает совместное образование.

На Западе созданы условия для обучения всех категорий детей. Методики, кадровое обеспечение и материально-техническое оснащение там выстроены таким образом, чтобы любому ребенку, вне зависимости от каких-то нозологий, особенностей, были созданы соответствующие условия, при которых он беспрепятственно может осваивать программу вместе со всеми детьми.

- У вас в школе тоже обучение происходит в смешанных классах?

- У нас дети обучаются как в специальных, отдельных классах, так и в общих – причем, последних становится все больше и больше. Это не интегрированное, а инклюзивное образование. На мой взгляд, это самое прогрессивное образование на сегодняшний день: оно ведет наше общество вперед и делает его свободным от всевозможных предрассудков и толерантным к тому, чтобы видеть всех людей вместе, одинаковыми. Мы не говорим о том, что если у человека ограниченные возможности здоровья, то он мало что может. На самом деле, он может вершить великие дела.

Дети с ограниченными возможностями, по крайней мере, в условиях нашей школы, часто показывают более высокие результаты в обучении, чем обычные дети.

- Дети с каким заболеваниями приходят к вам учиться?

- В лицее 78 имеются минимальные архитектурные сооружения, которые создают доступную среду для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это наличие лифта, прежде всего, на три этажа здания. Это наличие пандусов, поручней по периметру всей школы. Это специально оборудованные дверные проемы, беспороговые пространства – конечно, там, где это возможно было сделать в условиях старой постройки. Плюс у нас есть специально отведенная рекреация, инфраструктура, чтобы можно было работать с особенными детьми.

Несмотря на то, что лицей обустроен в основном для совместного обучения обычных детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мы принимаем ребят, которые живут в микрорайоне и имеют другие нарушения – у нас учатся слабовидящие, слабослышащие дети, дети-аутисты. Но их не так много. А вот детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – самое большое количество - 121 ребенок. 

Они составляют 12 процентов от общего количества учеников – всего у нас в гимназии учатся 1260 детей. В том числе, 140 детей с инвалидностью.

Эти дети приезжают со всей Казани, есть даже ребята из Лаишевского района. Я считаю, что у нас созданы лучшие в Казани условия для детей в с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У нас есть пять автобусов, на которых мы привозим детей со всей Казани.

Наши водители выезжает в 5 утра, чтобы к 8 часам все дети были в школе. Ребята готовы каждый день приезжать, рады, что учатся у нас.

Каждый день собираются, сами надевают галстуки. У них есть ответственность, что они обязательно должны приехать в школу.

- Бытует мнение, что дети достаточно жестокие создания. Как они реагируют на то, что учатся вместе с ребятами с ограниченными возможностями здоровья?

- Дети в нашей школе, поскольку мы уже более 10 лет работаем в этом режиме, привыкли. Для них совершенно нормально, что все учатся вместе. Для них просто нет разницы, они не разглядывают особенных детей. При приеме новых учеников и учителей в школу, мы отдельно проговариваем три принципа: не жалей, не рассматривай, не помогай, пока не попросят. Когда все следуют этим трем принципам, взаимоотношения строятся на равных.

Для нас особенно важно, чтобы взаимоотношения между детьми были на равных. Да, они могут поссориться, каким-то образом поспорить, но не на тему: я такой, а ты другой, а потому что-то кто-то взял не ту ноту в общем хоре или неправильно решает общую, поставленную перед группой учеников, задачу.

Мы пропагандируем отношения на равных без лишней жалости. Тогда это не оскорбляет, и особенные дети чувствуют себя равноправными членами нашего общества.

- Вас можно поздравить с медалью недавно завершившегося в Москве Национального чемпионата «Абилимпикс»?

- Да, 9-классник нашего Лицея Артур Фикляев занял второе место в компетенции «ресторанный сервис». Учитель технологии Кузмичева Кавсарья Гилиахматовна взялась за дело, сама изучила тонкости участия в подобном конкурсе, ежедневно тренировала, возила его в колледж на тренировочные занятия. Учитель радовался не только тому, что его ученик постиг ресторанное дело, но тому, что тот не уронил ни один прибор, смог не упасть при выполнении заданий, потому что мальчик с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эта медаль окрылила его и нас на новые свершения.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

13.07.2020 «Удалёнку» узаконят Единоросы хотят принять поправки в Трудовой кодекс уже в осенней сессии
10.07.2020 «Вверхшифтеры выходного дня»: Утомлённые Аем Пять лет назад я с группой из 15 человек и одного пса породы кокер-спаниель сплавился по южноуральской реке Ай. По завершении сплава меня попросили подготовить...
07.07.2020 Тачками привозили материалы из архивов: как Казань собирала документы для звания «Город трудовой доблести» Делом чести было присвоение нашему званию города трудовой доблести, подчеркнул Людмила Андреева


Новости

13 июля, 12:22 В Татарстане проходит ЕГЭ по физике, истории и родному языку Большинство выпускников для государственной аттестации выбрали физику

13 июля, 11:48 Татарстан досрочно получит более 600 млн рублей на «Оздоровление Волги» Кабмин РФ изменил распределение субсидий на строительство объектов для очистки главной реки страны

  13 июля, 11:00 В Татарстане за сутки выявлено 32 новых случая заражения COVID-19 Всего в Татарстане случаев COVID-19 – 5 029

10 июля, 14:34 Строительство трассы Москва-Казань станет самым масштабным дорожным проектом Премьер-министр России Михаил Мишустин провел совещание о строительстве российского участка международного транспортного коридора Европа - Западный Китай

10 июля, 12:59 Синоптики предупредили об ухудшении погоды В Татарстане ожидаются гроза и град

10 июля, 12:00 Качаловский откроется 11 сентября: зрителей ждёт премьера спектакля и новая выставка Качаловский театр начал продажу билетов на спектакли

10 июля, 10:52 Более 10 тыс. выпускников Татарстана сдают ЕГЭ по профильной математике На эзамен зарегистрировались больше 10 тысяч человек

09 июля, 17:47 Рустем Абязов принимает участие в международном фестивале в Армении Концерты фестиваля проходят в Ереване без зрителей

09 июля, 16:15 Мурашко в Татарстане представил новую технологию наблюдения за онкобольными В работе видеоконференции участвовали все субъекты Российской Федерации

09 июля, 08:47 В Татарстан с рабочей поездкой прибывает Михаил Мишустин Председатель правительства России проведет ряд встреч в Казани, Иннополисе и Елабуге

Все новости


© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх