«Инклюзивное образование делает наше общество свободным от предрассудков»

Общество    03 декабря 2018, 10:11
«Инклюзивное образование делает наше общество свободным от предрассудков»
Директор казанского лицея №78 убеждена, что в этой школе созданы лучшие в Казани условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Более 10 процентов из общего числа детей, обучающихся в казанском лицее №78 «Фарватер» - ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Директор школы Альфия Урманчеева убеждена, что инклюзивное образование двигает наше общество вперед и делает его свободным от всевозможных предрассудков, а также более толерантным. И советует новичкам, приходящим в школу, придерживаться трех основных правил: не жалей, не рассматривай, не помогай, пока тебя об этом не попросят.

В интервью порталу «Вверх» она рассказывает об особенностях обучения в 78-й школе.

 

Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. На базе школы №78 Приволжского района Казани был создан ресурсный Центр инклюзивного образования. Педагогический коллектив имеет достаточный опыт работы и проводит мастер-классы для других школ районов города и республики.

Из 1260 детей, обучающихся в школе, 140 ребят имеют инвалидность: 121 ребенок - проблемы опорно-двигательного аппарата, остальные ребята – различные заболевания.

Многие из них учатся в обычных классах лицея, при этом, становятся победителями и призерами различных олимпиад и конкурсов. Недавно девятиклассник Артур Фикляев выиграл серебряную медаль IV Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в Москве.

- Как обстоит ситуация с инклюзивным образованием за рубежом?

- Для них привычная вещь, что особенные и обычные дети учатся вместе. Там априори образовательный процесс выстроен таким образом, что дети не разделяются в классах. Они учатся вместе, потому что иначе быть не может. Изначально методики, технологии преподавания, обустройство самих школ предусматривает совместное образование.

На Западе созданы условия для обучения всех категорий детей. Методики, кадровое обеспечение и материально-техническое оснащение там выстроены таким образом, чтобы любому ребенку, вне зависимости от каких-то нозологий, особенностей, были созданы соответствующие условия, при которых он беспрепятственно может осваивать программу вместе со всеми детьми.

- У вас в школе тоже обучение происходит в смешанных классах?

- У нас дети обучаются как в специальных, отдельных классах, так и в общих – причем, последних становится все больше и больше. Это не интегрированное, а инклюзивное образование. На мой взгляд, это самое прогрессивное образование на сегодняшний день: оно ведет наше общество вперед и делает его свободным от всевозможных предрассудков и толерантным к тому, чтобы видеть всех людей вместе, одинаковыми. Мы не говорим о том, что если у человека ограниченные возможности здоровья, то он мало что может. На самом деле, он может вершить великие дела.

Дети с ограниченными возможностями, по крайней мере, в условиях нашей школы, часто показывают более высокие результаты в обучении, чем обычные дети.

- Дети с каким заболеваниями приходят к вам учиться?

- В лицее 78 имеются минимальные архитектурные сооружения, которые создают доступную среду для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это наличие лифта, прежде всего, на три этажа здания. Это наличие пандусов, поручней по периметру всей школы. Это специально оборудованные дверные проемы, беспороговые пространства – конечно, там, где это возможно было сделать в условиях старой постройки. Плюс у нас есть специально отведенная рекреация, инфраструктура, чтобы можно было работать с особенными детьми.

Несмотря на то, что лицей обустроен в основном для совместного обучения обычных детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мы принимаем ребят, которые живут в микрорайоне и имеют другие нарушения – у нас учатся слабовидящие, слабослышащие дети, дети-аутисты. Но их не так много. А вот детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – самое большое количество - 121 ребенок. 

Они составляют 12 процентов от общего количества учеников – всего у нас в гимназии учатся 1260 детей. В том числе, 140 детей с инвалидностью.

Эти дети приезжают со всей Казани, есть даже ребята из Лаишевского района. Я считаю, что у нас созданы лучшие в Казани условия для детей в с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У нас есть пять автобусов, на которых мы привозим детей со всей Казани.

Наши водители выезжает в 5 утра, чтобы к 8 часам все дети были в школе. Ребята готовы каждый день приезжать, рады, что учатся у нас.

Каждый день собираются, сами надевают галстуки. У них есть ответственность, что они обязательно должны приехать в школу.

- Бытует мнение, что дети достаточно жестокие создания. Как они реагируют на то, что учатся вместе с ребятами с ограниченными возможностями здоровья?

- Дети в нашей школе, поскольку мы уже более 10 лет работаем в этом режиме, привыкли. Для них совершенно нормально, что все учатся вместе. Для них просто нет разницы, они не разглядывают особенных детей. При приеме новых учеников и учителей в школу, мы отдельно проговариваем три принципа: не жалей, не рассматривай, не помогай, пока не попросят. Когда все следуют этим трем принципам, взаимоотношения строятся на равных.

Для нас особенно важно, чтобы взаимоотношения между детьми были на равных. Да, они могут поссориться, каким-то образом поспорить, но не на тему: я такой, а ты другой, а потому что-то кто-то взял не ту ноту в общем хоре или неправильно решает общую, поставленную перед группой учеников, задачу.

Мы пропагандируем отношения на равных без лишней жалости. Тогда это не оскорбляет, и особенные дети чувствуют себя равноправными членами нашего общества.

- Вас можно поздравить с медалью недавно завершившегося в Москве Национального чемпионата «Абилимпикс»?

- Да, 9-классник нашего Лицея Артур Фикляев занял второе место в компетенции «ресторанный сервис». Учитель технологии Кузмичева Кавсарья Гилиахматовна взялась за дело, сама изучила тонкости участия в подобном конкурсе, ежедневно тренировала, возила его в колледж на тренировочные занятия. Учитель радовался не только тому, что его ученик постиг ресторанное дело, но тому, что тот не уронил ни один прибор, смог не упасть при выполнении заданий, потому что мальчик с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эта медаль окрылила его и нас на новые свершения.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

20.05.2019 На остановках Казани в преддверии 100-летия ТАССР появились информационные стенды «Старая Казань» В рамках празднования 100-летнего юбилея ТАССР на остановках общественного транспорта были установлены стенды с исторической справкой и фотоматериалами о...
17.05.2019 Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Порог, скалы и «синяя яма» По традиции нашей компании, 1 мая мы встречаем на какой-нибудь уральской реке
17.05.2019 «Ситуация насилия сдвигает «точку нормы» Так считает Татьяна Леонтьева – председатель комиссии по социальной политике и благотворительной деятельности Общественной Палаты РТ и практикующий семейный...


Новости

20 мая, 09:10 В Казани школьные экзамены будут сдавать почти 17 тысяч старшеклассников В этом учебном году в Казани к государственной итоговой аттестации допущены 16996 старшеклассников, в том числе 11230 учеников 9 классов и 5766 – 11 классов

15 мая, 13:59 Казанцам ответят на вопросы о качестве и безопасности детских товаров и детского отдыха С 20 мая в Татарстане заработает горячая линия по вопросам качества и безопасности детских товаров и детского отдыха

 

14 мая, 17:50 Мировой чемпионат WorldSkills соберет в Казани рекордное количество конкурсантов и экспертов 100 дней остается до открытия мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills в Казани

14 мая, 11:44 Представители "Единой России" высадят 3 млн деревьев в рамках всероссийской акции В акции принимают участие депутаты всех уровней от «Единой России»

09 мая, 08:07 На дебатах «Единой России» предложили создать в Госсовете РТ профильный Комитет по культуре и нацполитике 8 мая состоялись дебаты предварительного голосования «Единой России»

07 мая, 09:24 Ильсур Метшин: «Мы живем в городе, где культура имеет широкую палитру и богатую историю» Мэр Казани, секретарь Казанского местного отделения партии «Единая Россия» Ильсур Метшин принял участие в дебатах предварительного голосования по отбору...

06 мая, 09:14 Под Волгоградом поисковики обнаружили останки 28 советских солдат Нижнекамские поисковики в конце апреля отправились в Волгоградскую область для несения «Вахты памяти»

30 апреля, 18:10 В Татарстане завершен прием документов на участие в предварительном голосовании Оргкомитет по проведению предварительного голосования зарегистрировал 234 участника

30 апреля, 10:07 Более 500 волонтеров помогут организовать в Казани акцию «Бессмертный полк» Об этом сегодня на деловом понедельнике сообщил начальник Управления культуры Азат Абзалов

29 апреля, 14:43 «Единая Россия» проведет «Диктант Победы» на 1233 площадках в России и 23 зарубежных странах В Татарстане площадки «Диктанта Победы» откроются в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и Бугульме



© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх