«Инклюзивное образование делает наше общество свободным от предрассудков»

Общество    03 декабря 2018, 10:11
«Инклюзивное образование делает наше общество свободным от предрассудков»
Директор казанского лицея №78 убеждена, что в этой школе созданы лучшие в Казани условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Более 10 процентов из общего числа детей, обучающихся в казанском лицее №78 «Фарватер» - ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Директор школы Альфия Урманчеева убеждена, что инклюзивное образование двигает наше общество вперед и делает его свободным от всевозможных предрассудков, а также более толерантным. И советует новичкам, приходящим в школу, придерживаться трех основных правил: не жалей, не рассматривай, не помогай, пока тебя об этом не попросят.

В интервью порталу «Вверх» она рассказывает об особенностях обучения в 78-й школе.

 

Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. На базе школы №78 Приволжского района Казани был создан ресурсный Центр инклюзивного образования. Педагогический коллектив имеет достаточный опыт работы и проводит мастер-классы для других школ районов города и республики.

Из 1260 детей, обучающихся в школе, 140 ребят имеют инвалидность: 121 ребенок - проблемы опорно-двигательного аппарата, остальные ребята – различные заболевания.

Многие из них учатся в обычных классах лицея, при этом, становятся победителями и призерами различных олимпиад и конкурсов. Недавно девятиклассник Артур Фикляев выиграл серебряную медаль IV Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в Москве.

- Как обстоит ситуация с инклюзивным образованием за рубежом?

- Для них привычная вещь, что особенные и обычные дети учатся вместе. Там априори образовательный процесс выстроен таким образом, что дети не разделяются в классах. Они учатся вместе, потому что иначе быть не может. Изначально методики, технологии преподавания, обустройство самих школ предусматривает совместное образование.

На Западе созданы условия для обучения всех категорий детей. Методики, кадровое обеспечение и материально-техническое оснащение там выстроены таким образом, чтобы любому ребенку, вне зависимости от каких-то нозологий, особенностей, были созданы соответствующие условия, при которых он беспрепятственно может осваивать программу вместе со всеми детьми.

- У вас в школе тоже обучение происходит в смешанных классах?

- У нас дети обучаются как в специальных, отдельных классах, так и в общих – причем, последних становится все больше и больше. Это не интегрированное, а инклюзивное образование. На мой взгляд, это самое прогрессивное образование на сегодняшний день: оно ведет наше общество вперед и делает его свободным от всевозможных предрассудков и толерантным к тому, чтобы видеть всех людей вместе, одинаковыми. Мы не говорим о том, что если у человека ограниченные возможности здоровья, то он мало что может. На самом деле, он может вершить великие дела.

Дети с ограниченными возможностями, по крайней мере, в условиях нашей школы, часто показывают более высокие результаты в обучении, чем обычные дети.

- Дети с каким заболеваниями приходят к вам учиться?

- В лицее 78 имеются минимальные архитектурные сооружения, которые создают доступную среду для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это наличие лифта, прежде всего, на три этажа здания. Это наличие пандусов, поручней по периметру всей школы. Это специально оборудованные дверные проемы, беспороговые пространства – конечно, там, где это возможно было сделать в условиях старой постройки. Плюс у нас есть специально отведенная рекреация, инфраструктура, чтобы можно было работать с особенными детьми.

Несмотря на то, что лицей обустроен в основном для совместного обучения обычных детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мы принимаем ребят, которые живут в микрорайоне и имеют другие нарушения – у нас учатся слабовидящие, слабослышащие дети, дети-аутисты. Но их не так много. А вот детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – самое большое количество - 121 ребенок. 

Они составляют 12 процентов от общего количества учеников – всего у нас в гимназии учатся 1260 детей. В том числе, 140 детей с инвалидностью.

Эти дети приезжают со всей Казани, есть даже ребята из Лаишевского района. Я считаю, что у нас созданы лучшие в Казани условия для детей в с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У нас есть пять автобусов, на которых мы привозим детей со всей Казани.

Наши водители выезжает в 5 утра, чтобы к 8 часам все дети были в школе. Ребята готовы каждый день приезжать, рады, что учатся у нас.

Каждый день собираются, сами надевают галстуки. У них есть ответственность, что они обязательно должны приехать в школу.

- Бытует мнение, что дети достаточно жестокие создания. Как они реагируют на то, что учатся вместе с ребятами с ограниченными возможностями здоровья?

- Дети в нашей школе, поскольку мы уже более 10 лет работаем в этом режиме, привыкли. Для них совершенно нормально, что все учатся вместе. Для них просто нет разницы, они не разглядывают особенных детей. При приеме новых учеников и учителей в школу, мы отдельно проговариваем три принципа: не жалей, не рассматривай, не помогай, пока не попросят. Когда все следуют этим трем принципам, взаимоотношения строятся на равных.

Для нас особенно важно, чтобы взаимоотношения между детьми были на равных. Да, они могут поссориться, каким-то образом поспорить, но не на тему: я такой, а ты другой, а потому что-то кто-то взял не ту ноту в общем хоре или неправильно решает общую, поставленную перед группой учеников, задачу.

Мы пропагандируем отношения на равных без лишней жалости. Тогда это не оскорбляет, и особенные дети чувствуют себя равноправными членами нашего общества.

- Вас можно поздравить с медалью недавно завершившегося в Москве Национального чемпионата «Абилимпикс»?

- Да, 9-классник нашего Лицея Артур Фикляев занял второе место в компетенции «ресторанный сервис». Учитель технологии Кузмичева Кавсарья Гилиахматовна взялась за дело, сама изучила тонкости участия в подобном конкурсе, ежедневно тренировала, возила его в колледж на тренировочные занятия. Учитель радовался не только тому, что его ученик постиг ресторанное дело, но тому, что тот не уронил ни один прибор, смог не упасть при выполнении заданий, потому что мальчик с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эта медаль окрылила его и нас на новые свершения.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

15.02.2019 «Единая Россия» будет добиваться придания захоронениям участников боевых действий статуса «воинских захоронений» Планируется провести работу не только в отношении могил воинов-афганцев, но и военнослужащих, принимавших участие в других военных конфликтах
14.02.2019 Казанских педиатров обучают основам оказания паллиативной помощи Сегодня на базе казанского хосписа организован очный образовательный семинар по оказанию паллиативно-хосписной помощи для врачей-педиатров первичного звена и...
13.02.2019 Оркестр La Primavera пополнил цифровой нотный архив новыми партитурами Эксклюзивный нотный архив на сайте оркестра создан в свободном доступе


Новости

13 февраля, 16:14 В Татарстане стартовал кадровый проект «ПолитСтартап» «Единая Россия» объявила о втором наборе в кадровый проект «ПолитСтартап»

12 февраля, 15:38 Владимир Путин прибыл в Казань В рамках рабочей поездки он проведет в столице Татарстана несколько встреч

 

07 февраля, 10:37 Казанский благотворительный фонд «День добрых дел» открыл кабинет психологической помощи С февраля подопечные благотворительного фонда «День добрых дел» могут посещать кабинет психологической помощи

07 февраля, 10:35 Казань вошла в топ-3 российских городов для путешествия на День святого Валентина В среднем туристы бронируют поездки в столицу Татарстана на три ночи

05 февраля, 17:08 Асия Тимирясова: Этику должны соблюдать все Координатор федерального проекта «Единой России» «Новая школа» в Татарстане прокомментировала конфликтную ситуацию в школе №143 Казани

05 февраля, 12:17 Турчак: Шесть тысяч социальных проектов «первичек» «Единой России» претендуют на получение партийных грантов На конкурс общественно значимых проектов «Единой России» от первичных отделений Партии поступило шесть тысяч заявок по решению конкретных проблем людей на...

05 февраля, 10:43 Казанские школьники стали победителями региональных этапов всероссийских олимпиад по математике Казанские школьники стали победителями регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике, а также регионального этапа XI математической...

04 февраля, 12:56 «Единая Россия» против предложения Минэкономразвития об отмене ряда льгот для сельских учителей и врачей Свою позицию депутаты фракции Партии будут отстаивать при рассмотрении данной инициативы в Государственной Думе

04 февраля, 12:55 ЦПГИ в Татарстане оказал поддержку всем заявившимся проектам НКО За пять месяцев работы в Центр поддержки гражданских инициатив сторонников «Единой России» (ЦПГИ) в Татарстане поступили 13 заявок на поддержку проектов от...

01 февраля, 16:04 Татарстан до 2021 года получит более 4 млрд рублей на оздоровление Волги В республике, в частности, планируется строительство и модернизация 44 очистных сооружений в сфере ЖКХ, пишет ТАСС



© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх