Олег Шатов о самых опасных водителях, женщинах за рулем и отсутствии единой методики обучения в автошколах

Интервью    28 апреля 2018, 09:23
Олег Шатов о самых опасных водителях, женщинах за рулем и отсутствии единой методики обучения в автошколах
Директор казанской школы высшего водительского мастерства, автожурналист Олег Шатов в пресс-клубе портала «Вверх» назвал основные проблемы современных автошкол и назвал самую опасную категорию водителей

По мнению собеседника, чтобы действительно безопасно водить автомобиль, водителю приходится обрабатывать море информации. И на разговоры по мобильному телефону времени уже не должно оставаться в принципе. Он также признался, что женская манера управления автомобилем все же существует.

— Госавтоинспекция подготовила изменения в правила прохождения экзамена по вождению. Предлагается объединить практические этапы «Площадка» и «Город» в одно испытание для будущих водителей. Что вы об этом думаете?

— Ничего страшного я пока в этом не вижу. Идея хорошая, но вопрос — как это все реализуется на практике. В принципе я согласен, что кандидат на получение водительского удостоверения должен ездить не на площадке, а в реальном городе, и выполнять требования, которые предъявляются ко всем водителям.

Парковаться он должен между автомобилями на узенькой парковке, а не в квадрате 9 на 3 метра, который предлагается на экзамене в ГАИ. Ну и маневрировать в узком пространстве не между нарисованными полосочками с какими-то фишками. Вопрос — в качестве подготовки, чтобы будущий водитель все это умел делать.

Как автолюбитель я обращаю внимание, что подавляющее большинство инструкторов автошкол учат водить автомобиль по проспектам города со скоростью 20 км в час по средней полосе, что мешает окружающим на дороге.

Почему начинающих водителей не учат ездить на тех скоростях, на которых они будут ездить в дальнейшем? Человек, получив права, выезжает на дороги. И начинает всем мешаться. Люди начинают ему мстить, подрезать.

— Какой вы представляете идеальную систему обучения в автошколе и каким должен быть экзамен?

— Должна быть определенная система. Инструкторы должны работать в одном ключе, а то сейчас получается — кто в лес, кто по дрова. Само вождение каждый инструктор преподает по-своему.

В итоге преподаватель в автошколе учит одним технологиям проезда круговым движением, инструктор говорит: «Ты его не слушай. Он теоретик, а я практик, и я тебе лучше расскажу». И он учит еще двум технологиям: одной для экзамена, а другой — для жизни.

А когда человек, сдавший на права, садится за руль своего автомобиля, и сажает рядом друга или соседа для подстраховки на первых порах, сосед говорит, что круги надо проезжать по-другому.

И у человека каша в голове — четыре способа проезда кругового движения, из них ни одного правильного. Так что проблема есть: в автошколе одно, на экзаменах второе, а в жизни вообще по-третьему.

Нет единой методики, технологии, нет единых приемов управления автомобилей.  И инструкторов не обучают тем знаниям, которые они и  должны передавать своим ученикам.

Что касается экзамена, то мы не в силах повлиять на этот процесс. Но мне кажется, человек должен ехать в потоке с той скоростью, с которой ему надо будет ездить по городу. Он не должен мешаться окружающим, но должен уметь уверенно перестраиваться в потоке, развернуться, припарковаться. Он не должен создавать окружающим помехи на дороге, а должен влиться в поток.

Невозможно сразу всему научить в автошколе. Научился, получил навыки — надо их отточить. Знания и худо-бедно умения должны давать в автошколе, навыки надо развивать в дальнейшем, а опыт — это уже время. Хотя бы год человек должен проездить за рулем, чтобы развиваться дальше. Чудес не бывает.

- Какие водители, на ваш взгляд, представляют наибольшую опасность?

— Самая опасная категория водителей — со стажем около двух лет, когда они якобы уже профессионалы, пальцы веером. Тогда и приходит чувство ложной самоуверенности.

— Кто приходят в вашу школу?

— Либо те, кто пока боится сесть за руль или те, кто чувствует себя неуверенно за рулем. Они приходят к выводу, что надо чему-то учиться. Кто-то мужественно продолжается учиться самостоятельно методом собственных проб и ошибок. Приходят водители, которые уже несколько лет за рулем, но происходит авария…

Однажды к нам пришел молодой человек с двухлетним стажем. Он поймал две крыши (дважды перевернулся). Есть категории, которых приводят насильно. Есть люди, которые дошли до уровня осознанной некомпетентности.

— Чем обучение у вас отличается от учебы в обычной автошколе?

— Всем. Обычный водитель управляет автомобилем на 1,5 - 2 процента. То есть 1,5 - 2 процента знаний закладывают в автошколе.

Опытный водитель, который ездит уже несколько лет, управляет автомобилем на 5 процентов. Когда меня спрашивают, что же мы даем в нашей школе, я отвечаю: «Остальные 95 процентов».

По крайней мере, стараемся. Если уровень человека после нашего обучения дойдет до 10 - 15 процентов, уже будет здорово.

Не надо строить иллюзий. Такая составляющая, как опыт — это, прежде всего, фактор времени. Мы даем знания, новое понимание. Но так, чтобы через пять дней человек стал другим, — такого не происходит. Сначала ломка происходит в голове, а навыки приходят со временем, опытом. Через несколько лет человек начнет себя чувствовать по-другому.

Главное — мы даем толчок для дальнейшего развития. Мы ставим руки, показываем, как правильно крутить руль. Человек начинает интересоваться, как же правильно, пытается докопаться до истины.

У нас есть такая тема, как защитное вождение. Мы открываем человеку глаза, и он начинает по-другому смотреть на дорожное движение, меньше рисковать. Уровень его осознанного риска мы пытаемся перевести к уровню его реального риска. Человек, владея этим багажом, начинает меньше рисковать.

Как говорят наши друзья-англичане, водитель должен обладать незаурядным интеллектом. Чтобы действительно безопасно водить автомобиль, водителю приходится обрабатывать море информации.

На разговоры по мобильному телефону времени уже не должно оставаться в принципе. Информации в городском движении огромное количество, когда ты ее действительно видишь и перерабатываешь.

— Почему на дорогах нередко творится безобразие?

— Одна из причин — в отношении человека к вождению автомобиля. Многие считают, что это занятие, которым можно пренебречь. Я часто вижу, что водители за рулем держат в руках планшеты.

Или сегодня ехал — видел, что водитель едет и параллельно смотрит на какой-то чертеж. Этот человек точно думает не о дорожном движении. Отсюда мы и получаем проблемы.

— Казанских водителей часто ругают за манеру вождения. Представители из других регионов утверждают, что у нас очень невоспитанные водители. Так ли это по вашим ощущениям?

— То, что у нас в основной массе отвратительные водители — это правда. Хотя в Красноярске, где я недавно был, водители мне не показались особо вежливее. Поворотники там тоже не любят включать. А вот в Ханты-Мансийске даже водители люксовых иномарок поворотники включают.

На дорогах у нас происходит броуновское движение. Каждый сам за себя. Люди у нас не чувствуют себя винтиками единого часового механизма, который будет исправно работать, и тогда всем будет хорошо. Каждый едет так, как ему удобно и как хочется.

— Есть ли на ваш взгляд женская манера вождения?

— Честно говоря, есть. Не буду лукавить — сегодня же не 8 Марта. Есть отличия и в манере вождения, и в восприятии информации. Но всегда есть исключения, свои красавцы — как в прямом, так и переносном смысле.

— С девушками работать сложнее?

— Приятнее. Они намного скромнее в самооценке. Они кропотливо все записывают, что хотя бы говорит об ответственности. Они ответственно подходят к занятиям. Но иногда на практике что-то такое выкинут!

Женщины в принципе спокойнее и ездят спокойнее.

Типичное отличие мужской и женской манер можно проследить на моргающем зеленом. Мужчина в этом случае давит на газ, а женщина — на тормоз.

Но сотовыми телефонами, смсками в основном женщины балуются. Мужчины просто болтают, а женщины именно сообщения отправляют за рулем, а сзади еще ребенок сидит. А мужики торопятся куда-то, и параллельно пытаются решать какие-то дела.

— Существует мнение, что некоторым людям просто не дано научиться водить. Встречались ли вам такие?

— Я думаю, в любой области встречаются люди, которым просто не дано. Очень много было девушек, которые приходили и интересовались, были ли у нас случаи, когда человек был необучаем. Я отвечал, что были, но это был мальчик.

У нас реально был парень, про которого можно сказать, что ему не дано. Было страшно, что он может сесть за руль и поехать. Но мне кажется, он не сел.

У него были явные проблемы с головой. Девочки были тяжеленькие, но воспитуемые. Вопрос — сколько времени надо потратить на человека.

— При какой температуре надо менять резину на летнюю?

— Сегодня уже можно (смеется). Считается, что когда ночью температура ниже нуля не опускается, уже пора. Я уже давно «переобулся». Но рано утром и в тени соблюдаю особую осторожность.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

23.07.2019 «Минздрав, наконец, созрел и понял, что курить электронные сигареты вредно» Марат Бариев прокомментировал решение Правительства России одобрить единые запреты для табака и электронных сигарет
23.07.2019 «После исполнения татарских сочинений публика в Берлине нас буквально на руках носила» Молодёжный оркестр из Татарстана восторженно встретили на международном фестивале лучших молодёжных оркестров мира
28.06.2019 Как проект молодого архитектора может спасти Казань, и за что он отмечен премией в Нью-Йорке? Анна Будникова продумала, как благодаря новым технологиям управлять карстовыми воронками, восстанавливая содержащийся в почве известняк с помощью спор


Новости

23 июля, 16:08 МЧС России внепланово проверит детские оздоровительные лагеря и базы отдыха Причиной стал пожар в детском палаточном лагере под Хабаровском, унёсшем жизни 4 подростков. В Татарстане внеплановые проверки пока не начались

23 июля, 12:42 В Татарстане начали работу мобильные приемные «Единой России» До сентября будет проведено более 600 выездных приёмов граждан

 

23 июля, 12:36 685 млн рублей потратят на проведение водопроводов в деревнях Татарстана Этого хватит на 213 километров водопроводных сетей для сельских поселений РТ

22 июля, 17:29 В Татарстане по инициативе «Единой России» стартовал конкурс НКО, реализующих социально-значимые проекты Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин встретился с активистами некоммерческих организаций

22 июля, 17:19 Владимир Чагин: Очень важно ориентировать молодёжь на получение технического образования Кандидат от «Единой России» провёл дежурство в общественной приёмной партии

22 июля, 12:34 В Казани главного архитектора города выберут по конкурсу В Казани начался отбор на должность главного архитектора города. Приём заявок продлится до 15 августа.

22 июля, 08:17 Казань примет чемпионат мира по водным видам спорта в 2025 году Спустя 10 лет крупнейший международный водный турнир вновь приедет в столицу Татарстана

19 июля, 13:03 В Татарстане пройдут торжества по случаю 440-летия обретения Казанской иконы Богородицы Центром торжественных богослужений и крестного хода 20-21 июля станет столица Татарстана

19 июля, 12:01 Владимир Путин предложил субсидировать первый взнос по ипотеке Предложения от правительства Президент РФ будет ждать до 1 сентября

18 июля, 17:00 Борис Менделевич: «При посещении экзотических стран важно соблюдать меры безопасности» Депутат Госдумы, доктор медицинских наук Борис Менделевич призвал россиян соблюдать правила безопасности при визитах в экзотические страны.



© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх