Художник от Бога

Интервью    24 июля 2017, 16:09
Фото: raifa.ru
Фото: raifa.ru
Двадцать лет живописец Михаил Нефедов живет и работает близ Раифского монастыря по благословлению настоятеля

В Национальной галерее «Хазинэ» 27 июля открывается выставка татарстанского художника  Михаила Нефедова, приуроченная к 56-летию творческой деятельности. Корреспондент портала «Вверх» побывал в гостях 80-летнего мастера и его супруги и выяснил, как «избушка Бабы Яги» в Раифе превратилась в уютный дом-мастерскую, что в его творчестве привлекает и «братков», и аристократов и для чего он изобрел собственный художественный жанр.

Вот уже без малого двадцать лет Михаил Кузьмич и его жена Галина Григорьевна живут в селе, расположенном между Раифским Богородичным монастырем и дендрарием Волжско-Камского заповедника. Место тихое, живописное о таком, любой художник может мечтать. Удивительно, но родился Михаил Нефедов в другом «монастырском» селе Татарстана – Семиозерке. И хотя на своем веку он пожил в самых разных уголках Советского союза, судьба вновь привела его на родину и не куда-нибудь, а к Раифской обители. Приехал как-то сюда с супругой на этюды и остался. То ли художник выбрал предназначенное ему место, то ли место выбрало его. А о предназначении в жизни Михаила Кузьмича можно говорить много. Начать, пожалуй, следует с того, что художником он стал вопреки воле отца.

- Рисовать начал рано, где-то с 13 лет. Ходил в кружок. А годы-то были суровые, послевоенные, - рассказывает мастер. - И окружала меня не интеллигенция, я рос в среде рабочих и крестьян.

И вот как двойки я начал получать в школе из-за того, что отвлекался, отец возмутился: «Что такое? Или учеба, или рисование!» Сам он был начальник лесозаготовок. Говорил, что художники народ нищий.

По настоянию отца подросток поступил в Васильевский лесотехнический техникум. Но и свое увлечение не оставил, параллельно занимался в художественном училище. А в знак протеста на столе вырезал надпись «Все равно буду художником».  В техникуме произошел любопытный эпизод.

- У нас секретарем работала Клавдия Параменовна. Как-то она подводит ко мне за руку мальчика лет 12, своего сына. Говорит, вот рисует и рисует. А я тогда уже в техникуме авторитет был в этом вопросе, стенгазету выпускал. Посмотрел его рисунки: черно-белые, углем сделаны. Спросил его, хочешь быть художником? Он говорит, да. Посоветовал ему, тогда, надо к этому серьезно относиться. Звали мальчика Костя Васильев.

В последствие мать отправила сыны в Казанское художественное училище. И вырос из него известный всю страну художник Константин Васильев.

А Михаила Нефедова из техникума забрали в армию. Но, там, как не удивительно, его занятия живописью не прервались. Напротив, руководство всячески поощряло его талант.

- Служилось хорошо. Дали возможность учиться. Меня полковник привязала к клубу Дома Офицеров. Рисовал портреты солдатиков, офицеров. И вот с одной картиной даже участвовал во Всеармейской выставке в Москве в 1958 году. Мне выделили творческий день. Это и была моя первая выставка.

После армии Михаил Нефедов успел поучиться на декоратора в училище и даже поработать на казанском телевидении в 1963-64 годах в компании с другими художниками. Здесь руководство тоже им благоволило, позволяло совмещать работу и творчество. 

- Бывало, рассядемся вокруг телестудии и пишем этюды, - смеется Михаил Кузьмич.

А в 1965 его вместе с супругой Галиной пригласили на Байконур. Там требовался главный художник в Дом офицеров. При этом молодую семью, стоявшую в долгой очереди на квартиру в Казани, обещали быстро обеспечить жильем. Так начался новый этап в жизни.

Парадокс, вроде бы отправились в глушь посреди степи, а оказались в культурном центре.

- Это был конгломерат интеллигенции, - вспоминает Галина Григорьевна. – В такой творческой атмосфере мы жили! Работал Народный театр, в хоре пел Саша Ландо, потом он стал музыкальным руководителем Театра Советской армии. А в подчинении у Миши работала женщина, окончившая Питерскую художественную академию.

Она говорила: «Мишка, ты художник от Бога! Почему вы провинциалы боитесь столичных вузов? Поступай, учись!»

И Михаил Нефедов поступил, правда, в вуз столицы Казахстана – Алма-Аты, на художественно-графический факультет Государственного педагогического института имени Абая. Здесь же состоялась его первая персональная выставка. «Что видел, то писал», - дает емкую характеристику тому творческому периоду Михаил Кузьмич. Такой вот казахский акын-живописец.

- Этюды делал каждый день. Вставал в 4 часа утра, пока нет жары, и шел на улицу работать, - говорит он. -  Вел ИЗОстудию. Там были одаренные солдаты, офицеры.

В Казахстане Нефедовы пробыли три года, а потом из-за проблем со здоровьем у Галины Григорьевной решили перебраться в Киргизию, в горный городок Пржевальск на границе с Китаем. Здесь супруги прожили долгих восемь лет. А потом «горы стали давить», затосковали по русской природе, да по состоянию здоровья, опять же, требовалось сменить климат. В Казани им податься было некуда. Посоветовали попытать счастья в соседней Йошкар-Оле. Поучить жилье там было проще. Там и осели, Михаил Кузьмич устроился в местный Союз художников.

- Славы никакой не надо было, хотелось спокойно жить, творить, - поясняет он. – Работали на бесплатной академической даче, она давала мощный творческий заряд. Со всей страны собирались художники, учились друг у друга.  Писал портреты, пейзажи. В Марий Эл нравился лес. У меня с детства к нему любовь привита.

Здесь же Михаил Нефедов открывает новую страницу в своем творчестве.

- Его как прорвало. Пошли крупные жанровые работы об истории России, на православную тематику, – рассказывает жена.

-  А там владыка такой замечательный, епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. Можно было в любое время набрать его номер телефона. Он садился сам за руль и приезжал в мастерскую консультировать Мишу. 

- Подружились мы. Он благословил меня на одну работу, называется «Покаяние», - добавляет Михаил Кузьмич. - Я историю-то не глубоко знал, потом втянулся и стал черпать сюжеты на религиозные темы. Я по-своему решил раскрыть их, через монументально-декоративный подход. В каждую эпоху живопись требует определенных канонов. А после 20 века, когда импрессионизм поломал все догмы, расширились рамки восприятия и у зрителей, и у художников. Вот у меня в руке чашка. Она и пятьсот лет тому назад была такой же, как и сейчас. Цвет и форма не меняется. А мышление у человека меняется! И если я буду думать как художник предыдущей эпохи, то мне нужно и писать также, подражая ему. А творчество не любит подражания. Поэтому надо свой язык иметь. Вот я и нашел его. Поскольку я связан с декорациями, то живопись у меня приобрела немножко другой оттенок. Содержание и форма взаимосвязаны.  Рисунок – это содержание. Он сам по себе двухмерный. А цвет дает глубину -  пространство. И вот рисунок и цвет у меня существуют как бы независимо друг от друга.

Духовно-творческие поиски словно и вывели Михаила Кузьмича к стенам Раифской обители. Все началось, с того, что приятель, верующий человек, посоветовал поехать в Раифу  - место хорошее.  

- Ну, мы и поехали как-то туда на этюды. Монастырь тогда еще восстанавливали, - вспоминает Михаил Нефедов. - Я начал писать и сразу же местные жители заинтересовались, им понравилось. А потом отец Всеволод попросил отреставрировать иконы. Дали мастерскую.

Так по благословлению настоятеля монастыря семья обосновалась здесь. Поселились в заброшенном деревянном.

- Он поначалу был похож на избушку Бабы Яги, - смеется Галина Григорьевна, - Темный, мрачный, все здесь разваливалось. Его потому-то и люди до нас боялись брать.

Но послушник монастыря Денис, золотые руки,  потихоньку все нам отремонтировал.  Я потом спрашиваю его, сколько мы должны. А он говорит: «Мы разве с тобой о цене договаривались? Нет. Вот и спи спокойно, матушка».

Сейчас том Нефедовых это не избушка Бабы Яги, а какой-то сказочный терем - просторный, удивительно светлый. Словно через картины (а их здесь по стенам сотни) как сквозь витражные окна тоже проникает солнце.

Сколько их всего написано художник счету не ведет, равно как и не известна ему судьба многих проданных полотен. С горечью супруги вспоминают тяжелые 90-е годы, когда произведения, порой, приходилось отдавать за бесценок.

- Тогда по территории  всего бывшего СССР  ездили муж с женой, они называли себя искусствоведами, - рассказывает Галина Григорьевна. - Снимали помещение в Центральном доме художника в Москве, все по закону. Нет, аферистами их назвать нельзя, это были дельцы. Они брали работы у художников и обещали заплатить деньги, если картину удастся продать. Но какой именно процент не уточняли. А потом, как нам стало известно, многие из этих произведений покупали иностранцы, сотрудники посольств. Например, одну картину Миши купил первый председатель Европейского экономического союза Эмерсон. А мы получали с этого очень скромные деньги. Но даже эти крохи не дали нам умереть с голоду в то время.

Сам Михаил Кузьмич на протяжении многих лет продавал работы прямо у стен Раифского монастыря. Он со своими пейзажами сам стал неотъемлемой частью местного пейзажа.

Однажды прямо здесь  познакомился с известным художником и скульптором Михаилом Шемякиным, приехавшим в обитель. Пригласил в дом. Говорили как со старым знакомым, не было никакой дистанции. 

Гостил у Нефедовых целый и граф Петр Шереметьев, посещавший в 2005 году Казань.

Знакомый привез его специально к ним. Он очень долго рассматривал картины Михаила Кузьмича и кое-что приобрел.

При этом его творчество, что называется, близко и народу.   

- Помню, браткам с Васильева понравилась работа, посвященная Свияжску. А место-то это было разбойничье. Я это и отразил на полотне: на первом плане девки пьют, а на втором  свяижская архитектура. И они, видимо, это почувствовали, попросили, чтобы я им продал. Я отказывать не стал. Если человек просит, значит ему надо. У каждой картины есть свое предназначение. Здесь, как и в поэзии - один человек стих прочтет и не оценит, а другому он будет близок.

Дети Михаила Кузьмича по стопам отца не пошли, но выбрали близкую сферу. Они архитекторы. 

- Может это и к лучшему, профессия более надежная, - размышляет он и улыбается, ловя себя на том, что почти повторяет слова своего отца. - Всегда можно что-нибудь придумать в коллективе. А живописец что-нибудь не так сделал, и его ругают, на чем свет стоит.

На вопрос, не жалеет ли он теперь с высот прожитых лет о выбранном пути, смеется:

- А куда теперь денешься? Зато хоть в истории покопался, высказал свою точку зрения художественным языком. Жизнь ведь не заключается в богатстве, в деньгах. Они мешают только. 

Михаил Тихонов



Вернуться назад






Новости рубрики

23.07.2019 «Минздрав, наконец, созрел и понял, что курить электронные сигареты вредно» Марат Бариев прокомментировал решение Правительства России одобрить единые запреты для табака и электронных сигарет
23.07.2019 «После исполнения татарских сочинений публика в Берлине нас буквально на руках носила» Молодёжный оркестр из Татарстана восторженно встретили на международном фестивале лучших молодёжных оркестров мира
28.06.2019 Как проект молодого архитектора может спасти Казань, и за что он отмечен премией в Нью-Йорке? Анна Будникова продумала, как благодаря новым технологиям управлять карстовыми воронками, восстанавливая содержащийся в почве известняк с помощью спор


Новости

23 июля, 16:08 МЧС России внепланово проверит детские оздоровительные лагеря и базы отдыха Причиной стал пожар в детском палаточном лагере под Хабаровском, унёсшем жизни 4 подростков. В Татарстане внеплановые проверки пока не начались

23 июля, 12:42 В Татарстане начали работу мобильные приемные «Единой России» До сентября будет проведено более 600 выездных приёмов граждан

 

23 июля, 12:36 685 млн рублей потратят на проведение водопроводов в деревнях Татарстана Этого хватит на 213 километров водопроводных сетей для сельских поселений РТ

22 июля, 17:29 В Татарстане по инициативе «Единой России» стартовал конкурс НКО, реализующих социально-значимые проекты Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин встретился с активистами некоммерческих организаций

22 июля, 17:19 Владимир Чагин: Очень важно ориентировать молодёжь на получение технического образования Кандидат от «Единой России» провёл дежурство в общественной приёмной партии

22 июля, 12:34 В Казани главного архитектора города выберут по конкурсу В Казани начался отбор на должность главного архитектора города. Приём заявок продлится до 15 августа.

22 июля, 08:17 Казань примет чемпионат мира по водным видам спорта в 2025 году Спустя 10 лет крупнейший международный водный турнир вновь приедет в столицу Татарстана

19 июля, 13:03 В Татарстане пройдут торжества по случаю 440-летия обретения Казанской иконы Богородицы Центром торжественных богослужений и крестного хода 20-21 июля станет столица Татарстана

19 июля, 12:01 Владимир Путин предложил субсидировать первый взнос по ипотеке Предложения от правительства Президент РФ будет ждать до 1 сентября

18 июля, 17:00 Борис Менделевич: «При посещении экзотических стран важно соблюдать меры безопасности» Депутат Госдумы, доктор медицинских наук Борис Менделевич призвал россиян соблюдать правила безопасности при визитах в экзотические страны.



© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх