Проект «Герой нашего времени»: Хроники реконструированного бомбардировщика

Общество    20 октября 2016, 16:03
Фото из архива Ирека Вильданова
Фото из архива Ирека Вильданова
На аэродроме в Балтасях много разной авиационной техники, в том числе самостройной, но под определение уникальной подпадает только многоцелевой биплан По-2. Он же «рус-фанер», он же «кукурузник» и, применительно к данному конкретному экземпляру, - самолет, практически с нуля воссозданный одним человеком

Ирек Вильданов
1/ 3
  • Фото из архива Ирека Вильданова
  • Фото из архива Ирека Вильданова
  • Ирек Вильданов
    Фото из архива Ирека Вильданова

Спасибо дяде за Победу

Человека зовут Ирек Вильданов. В пятом классе он начал заниматься авиамоделизмом и с тех пор главным делом и увлечением его жизни стали самолеты. Окончил Иркутское авиационное техническое училище, работал авиамехаником в аэропорту «Бегишево», летал на планерах и самолетах в Казанском аэроклубе, построил пять самолетов. Это все до начала истории с реконструкцией По-2. Она началась в 2013-м, когда Вильданов, на тот момент механик «в одном предприятии по перегону автотранспорта», нашел в Омской области оригинальный мотор М-11Д 1940 года выпуска. «Если есть мотор, почему бы не сделать на его основе самолет» – решил наш герой. Поиск чертежей не обещал особых трудностей, как-никак за годы войны было собрано 17 тысяч (!) По-2.

Но все оказалось с точностью до наоборот. «Начиная этот проект, я и не представлял, насколько он будет сложным, - рассказывает Вильданов. - Прежде всего не хватало технической информации. Чертежей самолета в России не сохранилось. Чтобы их восстановить, я перелопатил уйму книг, учебников, журналов по авиации, опрашивал людей, имевших отношение к производству самолета на Казанском вертолетном заводе. В фондах Нацмузея Татарстана стоит По-2, но это музейный экспонат, забрать его, естественно, невозможно. Поэтому я брал линейку, штангенциркуль и делал измерения и зарисовки каждой детали. Свой труд посвятил дяде, Герою Советского Союза Сабиру Ахтямовичу Ахтямову. К сожалению, он умер в 2015-м, а самолет поднялся в небо в мае 2016-го».

 

Эффект «чайника»

Самолеты на балтасинском аэродроме в хорошую погоду поднимаются и садятся часто. Не заметить, а точнее не услышать их сложно, даже если они высоко в небе. Исключение - По-2, он в плане тихоходности дает фору многим современным винтовым машинам. Секрет в особом устройстве двигателя, который в режиме малого газа почти не производит шума. Благодаря этой своей особенности По-2 мог незаметно вторгаться на территорию противника.

Другие особенности По-2 становятся заметны при осмотре вблизи. Оказывается, его фюзеляж выполнен не только из фанеры, но и (сзади) из тканого полотна. Это, с одной стороны, облегчало самолет, с другой – позволяло производить его в огромных количествах и с минимальными затратами дефицитных материалов. Несмотря на громоздкую внешность, По-2 имеет неплохие летные характеристики. Его, например, почти невозможно было ввести в штопор, а на ровную поверхность он мог сесть даже при отпущенных рулях управления. «Самолет создавался в учебных целях, все его системы заточены под не шибко опытного пилота, которому надо очень постараться, чтобы на нем разбиться», - комментирует Вильданов.

 

Первым делом самолеты

Построить По-2 нашему герою помогли спонсоры. Однако сказать, что самолет готов и в каких-либо доработках не нуждается, нельзя. Задача номер один – капитальный ремонт двигателя. Пока он не произведен, Ирек Вильданов не может улетать далеко от площадки и при всем желании не рискует брать на борт пассажира. Хотя это позволило бы покрыть часть расходов на содержание самолета. Ведь платят же люди баснословные деньги за полет на воздушном шаре.

«Этот самолет - достояние республики, - сокрушается мой собеседник. - 64 авиаполка в годы войны были укомплектованы По-2, в том числе знаменитый авиаполк «Ночные ведьмы». На таком воевала Герой Советского Союза Магуба Сыртланова. Но самолет по финансовым причинам привязан к аэродрому - в этом году, например, удалось полетать только на празднике авиации в Куркачах - и мало кто о нем знает в республике. И возьмите Самару, где энтузиаст вроде меня своими силами восстановил точно такой же самолет и теперь без него не обходится ни один городской парад. Администрация области поддерживает, хотя По-2 в Самаре не выпускали. Будь у меня такая поддержка, я бы показал самолет во всех районах республики, чтобы младшее поколение знало, на чем громили врага их деды и прадеды, каков вклад Татарстана в Победу».

Иреку Вильданову в апреле исполнилось пятьдесят пять. Он теперь пенсионер, но желание строить авиационную технику его не покидает. Планов много. Часть из них связана с Татарстаном – реконструкция планеров КАИ-1, КАИ-12 и КАИ-14, спроектированных в 1930-е-1960-е годы СКБ Казанского авиационного института, часть – с историей авиации как таковой. Так, наш герой мечтает воссоздать разведывательный самолет Блерио-11, первый экземпляр которого поднялся в воздух в далеком 1909-м. Для этих четырех проектов нужно около сорока миллионов рублей. Во сколько обойдется выпускавшийся в Российской империи четырехмоторный бомбардировщик С-22, более известный как «Илья Муромец», Ирек Вильданов не сказал. Реконструировать этот самолет - его давняя мечта, а о мечтах принято не распространяться, иначе не сбудутся.

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

18.01.2020 «Вверхшифтеры выходного дня»: «Делать» врагов России и не только их Воплощением заголовка этой статьи на практике занимаются участники движения исторической реконструкции.
13.01.2020 Рустам Минниханов и Минтимер Шаймиев ознакомились с ходом работ по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери Также Президент и Госсоветник РТ встретились с архиереями Татарстанской митрополии и посетили музей Казанской иконы
10.01.2020 «Вверхшифтеры» выходного дня: Коварный Конжак В очередной раз я провёл первые дни нового года в походе. И в очередной раз на маршруте не обошлось без приключений.


Новости

22 января, 14:12 Турчак: Мы по-прежнему воспринимаем Правительство как партийное В «Единой России» по-прежнему воспринимают Правительство как партийное. Об этом заявил секретарь генсовета «Единой России», вице-спикер Совета Федерации Андрей...

22 января, 11:29 Рустам Минниханов принял участие во флешмобе к 175-летию казахского поэта Кунанбаева Президент Татарстана прочёл отрывок из произведения классика казахской литературы

 

21 января, 18:33 Россиян просят воздержаться от поездок в Ухань из-за нового вируса Вспышка в Китае коронавируса представляет биологическую угрозу, считают в Минздраве РФ. Выезжающим в КНР туристам Роспотребнадзор рекомендует соблюдать меры...

21 января, 15:19 Фарид Мухаметшин поднял вопрос усиления роли Конституционных и Уставных судов субъектов РФ Также татарстанский спикер обратил внимание на то, что при изменении Конституции РФ придётся рассмотреть наименования парламентов шести регионов

20 января, 19:41 Портал госуслуг РТ подвергся атаке хакеров Злоумышленники могли получить доступ к части данных пользователей

20 января, 19:35 В Татарстане на неделе ожидается погода с резкими изменениями В течение недели татарстанцев ждут и тёплая погода, и метель, и минусовая температура

20 января, 12:25 У 56 казанцев подтвердился диагноз «свиной грипп» С момента эпидемии ОРВИ в Казани зарегистрировано 126 случаев заболевания гриппом

17 января, 13:06 Экипаж Каргинова из команды «КАМАЗ-мастер» – победитель «Дакара» По итогам ралли-марафона команда «КАМАЗ-мастера» заняла два первых места.

17 января, 12:53 В «Единой России» определили ключевые направления работы по реализации Послания Президента Партия выявит причины задержки ввода в эксплуатацию новых детских садов и проведет встречи с родителями по теме школьного питания

17 января, 12:27 «Единая Россия» соберёт подписи в городах-центрах оборонной промышленности для присвоения звания «Город трудовой доблести» Соответствующим законопроектом предлагается присваивать звание городу России, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой...



© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх