Проект «Герой нашего времени»: Хроники реконструированного бомбардировщика

Общество    20 октября 2016, 16:03
Фото из архива Ирека Вильданова
Фото из архива Ирека Вильданова
На аэродроме в Балтасях много разной авиационной техники, в том числе самостройной, но под определение уникальной подпадает только многоцелевой биплан По-2. Он же «рус-фанер», он же «кукурузник» и, применительно к данному конкретному экземпляру, - самолет, практически с нуля воссозданный одним человеком

Ирек Вильданов
1/ 3
  • Фото из архива Ирека Вильданова
  • Фото из архива Ирека Вильданова
  • Ирек Вильданов
    Фото из архива Ирека Вильданова

Спасибо дяде за Победу

Человека зовут Ирек Вильданов. В пятом классе он начал заниматься авиамоделизмом и с тех пор главным делом и увлечением его жизни стали самолеты. Окончил Иркутское авиационное техническое училище, работал авиамехаником в аэропорту «Бегишево», летал на планерах и самолетах в Казанском аэроклубе, построил пять самолетов. Это все до начала истории с реконструкцией По-2. Она началась в 2013-м, когда Вильданов, на тот момент механик «в одном предприятии по перегону автотранспорта», нашел в Омской области оригинальный мотор М-11Д 1940 года выпуска. «Если есть мотор, почему бы не сделать на его основе самолет» – решил наш герой. Поиск чертежей не обещал особых трудностей, как-никак за годы войны было собрано 17 тысяч (!) По-2.

Но все оказалось с точностью до наоборот. «Начиная этот проект, я и не представлял, насколько он будет сложным, - рассказывает Вильданов. - Прежде всего не хватало технической информации. Чертежей самолета в России не сохранилось. Чтобы их восстановить, я перелопатил уйму книг, учебников, журналов по авиации, опрашивал людей, имевших отношение к производству самолета на Казанском вертолетном заводе. В фондах Нацмузея Татарстана стоит По-2, но это музейный экспонат, забрать его, естественно, невозможно. Поэтому я брал линейку, штангенциркуль и делал измерения и зарисовки каждой детали. Свой труд посвятил дяде, Герою Советского Союза Сабиру Ахтямовичу Ахтямову. К сожалению, он умер в 2015-м, а самолет поднялся в небо в мае 2016-го».

 

Эффект «чайника»

Самолеты на балтасинском аэродроме в хорошую погоду поднимаются и садятся часто. Не заметить, а точнее не услышать их сложно, даже если они высоко в небе. Исключение - По-2, он в плане тихоходности дает фору многим современным винтовым машинам. Секрет в особом устройстве двигателя, который в режиме малого газа почти не производит шума. Благодаря этой своей особенности По-2 мог незаметно вторгаться на территорию противника.

Другие особенности По-2 становятся заметны при осмотре вблизи. Оказывается, его фюзеляж выполнен не только из фанеры, но и (сзади) из тканого полотна. Это, с одной стороны, облегчало самолет, с другой – позволяло производить его в огромных количествах и с минимальными затратами дефицитных материалов. Несмотря на громоздкую внешность, По-2 имеет неплохие летные характеристики. Его, например, почти невозможно было ввести в штопор, а на ровную поверхность он мог сесть даже при отпущенных рулях управления. «Самолет создавался в учебных целях, все его системы заточены под не шибко опытного пилота, которому надо очень постараться, чтобы на нем разбиться», - комментирует Вильданов.

 

Первым делом самолеты

Построить По-2 нашему герою помогли спонсоры. Однако сказать, что самолет готов и в каких-либо доработках не нуждается, нельзя. Задача номер один – капитальный ремонт двигателя. Пока он не произведен, Ирек Вильданов не может улетать далеко от площадки и при всем желании не рискует брать на борт пассажира. Хотя это позволило бы покрыть часть расходов на содержание самолета. Ведь платят же люди баснословные деньги за полет на воздушном шаре.

«Этот самолет - достояние республики, - сокрушается мой собеседник. - 64 авиаполка в годы войны были укомплектованы По-2, в том числе знаменитый авиаполк «Ночные ведьмы». На таком воевала Герой Советского Союза Магуба Сыртланова. Но самолет по финансовым причинам привязан к аэродрому - в этом году, например, удалось полетать только на празднике авиации в Куркачах - и мало кто о нем знает в республике. И возьмите Самару, где энтузиаст вроде меня своими силами восстановил точно такой же самолет и теперь без него не обходится ни один городской парад. Администрация области поддерживает, хотя По-2 в Самаре не выпускали. Будь у меня такая поддержка, я бы показал самолет во всех районах республики, чтобы младшее поколение знало, на чем громили врага их деды и прадеды, каков вклад Татарстана в Победу».

Иреку Вильданову в апреле исполнилось пятьдесят пять. Он теперь пенсионер, но желание строить авиационную технику его не покидает. Планов много. Часть из них связана с Татарстаном – реконструкция планеров КАИ-1, КАИ-12 и КАИ-14, спроектированных в 1930-е-1960-е годы СКБ Казанского авиационного института, часть – с историей авиации как таковой. Так, наш герой мечтает воссоздать разведывательный самолет Блерио-11, первый экземпляр которого поднялся в воздух в далеком 1909-м. Для этих четырех проектов нужно около сорока миллионов рублей. Во сколько обойдется выпускавшийся в Российской империи четырехмоторный бомбардировщик С-22, более известный как «Илья Муромец», Ирек Вильданов не сказал. Реконструировать этот самолет - его давняя мечта, а о мечтах принято не распространяться, иначе не сбудутся.

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

26.12.2021 «Вверхшифтеры выходного дня»: Родина в лучшем её проявлении Уральские горы географически самые близкие к нам и одновременно самые изученные. Кажется, здесь уже нет места открытиям и рекордам…
23.12.2021 Турчак в Иннополисе: об «утечке мозгов» и зачёте волонтёрских часов В Татарстане состоялось выездное заседание Совета по цифровой экономике Совета Федерации, посвящённое вопросам внедрения и регулирования искусственного...
22.12.2021 В Новый год главное – QR-код В резиденцию Кыш-бабая и в рестораны непривитых пускать не будут


Новости

21 января, 16:46 Татарстан рассчитывает на ввод 3 млн кв метров жилья в 2022 году В Доме правительства обсудили проблемы и перспективы социально-экономического развития агломераций республики

21 января, 16:25 В РКБ вновь открывают ковидный госпиталь В Татарстане за минувшие сутки зарегистрировано 114 новых случаев коронавируса

 

21 января, 15:51 5 сельских домов культуры построят в этом году в Татарстане Возрождение домов культуры - основное направление работы по развитию инфраструктуры в рамках регионального проекта «Культурная среда»

20 января, 18:05 В Татарстане планируют расширить сеть исправительных центров Правом на замену наказания в виде лишения свободы принудительными работами в республике обладают более 3 тысяч осуждённых

20 января, 16:39 «Единая Россия»: Реформирование муниципальной власти повысит её ответственность перед людьми И сохранит прямое взаимодействие муниципальных служащих с населением

20 января, 15:56 170 татарстанцев были спасены в 2021 году благодаря пожарным извещателям За пять лет действия республиканской программы установлены более 340 тысяч извещателей

20 января, 13:20 Госсоветник Татарстана награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного Это высшая награда России

20 января, 13:13 Владимир Путин поздравил Шаймиева с юбилеем Сегодня Первый Президента Татарстана празднует 85-летие

19 января, 16:36 В Казани открылась фотовыставка в честь 85-летия Шаймиева Вход на выставку доступен всем - экспозиция продлится месяц

19 января, 16:21 В соборе Казанской иконы Божией Матери богослужения проводят представители любого прихода Совершить молебен в храме могут священнослужители и прихожане и из других регионов

Все новости
Уайлд


© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Информация для лиц старше 18 лет. Запрещено для детей.
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх